Экскурсия по аэропорту берлин-бранденбург. Международный аэропорт берлин-бранденбург Слишком короткие эскалаторы

Сходил на экскурсию в печально известный берлинский аэропорт — он уже несколько лет стоит, недостроенный, и все не может открыться.

Аэропорт начали строить в 2006 году и планировали запустить в ноябре 2011 года. В процессе строительства его проект постоянно дорабатывался и расширялся: вместо первоначальной площади в 200 тыс м² и пассажиропотока в 12 млн человек в год «Бранденбург» дорос до 340 тыс м² и 27 млн пассажиров в год. Попутно наслаивались работы и зоны ответственности подрядчиков. «Бранденбург» стал «вавилонской башней» — его строили десятки компаний разом, скопом.

К 2012 году в аэропорт наняли персонал и провели тестирование систем. Выяснилось, что аэропорт не может работать: производительность стоек регистрации оказалась меньше расчетной. Но хуже всего — в «Бранденбурге» не работала система пожаротушения. Её строили хаотично, общего плана системы нигде не было. Система пожарной вентиляции не удаляла дым, а нагнетала его внутрь здания, а сотни противопожарных переборок построены с нарушением и не выдерживают пламя.

С тех пор аэропорт находится на постоянной достройке. Его бюджет уже увеличился в 10 раз, и каждый год «Бранденбург» приносит 500 млн евро убытков. Каждый год в аэропорту находят очередные проблемы, которые приходится исправлять. Говорят, что доделывать «Бранденбург» уже слишком сложно и дорого, и что дешевле построить новый аэропорт на его месте. К моменту запуска аэропорта большинство его систем устареют и потребуют обновления — «Бранденбург» может закрыться на реконструкцию сразу после открытия.

На сегодняшний день новой датой запуска назначен 2020 год. Больше 70% берлинцев не верят в этот срок.

Экскурсовод уверял, что-де на самом деле все уже почти поправили, и вопрос неоткрытия аэропорта больше политический, чем технический. Как там все на самом деле — непонятно. Внутри аэропорт выглядит довольно готовым и опрятным. Ну и вообще он показался мне довольно симпатичным и уютным: всюду светлый мрамор и дерево.

Удивительно, конечно, что столица Германии существует с двумя небольшими и тесными аэропортами, которые работают на пределах своих возможностей — а новый огромный «Бранденбург» простаивает. Представьте, что в Москве бы работало два «Шереметьева», уменьшенных в пять раз. И пустой новый «Домодедово».

Ну а вообще прогулка по пустому аэропорту — это удивительное дело. Не уверен, получится ли у меня такое еще когда-нибудь. Впрочем, если «Бранденбург» так и не откроют в 2020-м, я снова запишусь на экскурсию.

Десятки тысяч строительных изъянов

Изначально открытие аэропорта было намечено на 30 октября 2011 года. Но оно не состоялось - в том числе из-за банкротства проектной фирмы. Дату открытия переносили четыре раза: то из-за проблем в системе противопожарной безопасности, то из-за угрозы обрушения крыши. Десятки тысяч строительных изъянов мешали реализации престижного проекта. Теперь открытие аэропорта планируется на конец 2017 года.

Противопожарная безопасность

Самой большой проблемой стала система противопожарной безопасности. Хотя требования в этой сфере, действующие в ФРГ, считаются строгими, выявленные недочеты нельзя оправдать излишней бюрократией. Так, с самого начала возникли неполадки в работе системы вытяжной вентиляции. Это была ошибка архитекторов, которые хотели провести вытяжку под зданием аэропорта. Устранение дефектов стало затратным.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

Кабельная путаница

Еще одной проблемой с точки зрения безопасности стало большое число беспорядочно проложенных кабелей. Для дооснащения терминалов потребовалась прокладка новых кабельных линий, в итоге выделенные трассы оказались перегружены. Это повышает риск перегрева, что в свою очередь может привести к пожару. К тому же, как выяснилось, большинство кабелей были проложены без должного согласования.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

Слишком короткие эскалаторы

После многочасового перелета пассажиры хотят быстро и без лишних усилий добраться до дома. Но тем, кто поедет из аэропорта BER поездом, к сожалению, придется самим нести багаж. Дело в том, что эскалаторы, ведущие от терминала вылета к подземному вокзалу, оказались слишком короткими. Кроме того, изначально было запланировано слишком мало багажных лент.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

"Неправильные" деревья

Еще одна проблема: на территории аэропорта были неправильно посажены ни много ни мало 1036 деревьев, при заказе которых, как сообщают СМИ, был выбран не тот сорт. Так, вместо "липы сердцевидной или обыкновенной" из Германии была высажена липа усовершенствованного типа из Голландии. В итоге 600 "неправильных" деревьев были выкорчеваны. В выигрыше остались, пожалуй, только сорняки.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

Неверная маркировка

В новом берлинском аэропорту – около 4 тысяч помещений. Как выяснилось, почти треть из них была снабжена неверными табличками и описаниями – вплоть до того, что дверях были указаны не те номера. Причиной стали ошибки в согласовании, возникшие в ходе постоянных перепланировок.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

Мегапрестижный и сверхдорогой

Предполагалось, что новый берлинский аэропорт BER станет для немецкой столицы объектом престижа. Удастся ли это, покажет будущее. Но уже сегодня ясно одно: расходы на мегапроект в итоге будут гораздо выше, чем планировалось изначально. Так, согласно официальным данным, затраты на строительство на сегодняшний день уже составили 5,4 млрд евро, вместо заложенных в смету двух.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

Скандалы вокруг сотрудников

Критики считают, что главная причина проблем, сопровождающих проект BER, связана со скандалами вокруг бывшего технического директора и бывшего главного инженера системы противопожарной безопасности аэропорта. Первый был осужден за получение взяток на сумму около полумиллиона евро. Второй же, как выяснилось уже после его увольнения, был не дипломированным инженером, а всего лишь чертежником.

Берлинский аэропорт BER - проблемный долгострой

"Утрата чувства реальности"

За последние три года сменилось четыре руководителя по реализации проекта аэропорта, среди которых был также Хартмут Медорн (Hartmut Mehdorn) (слева), экс-глава железнодорожного концерна Deutsche Bahn. Сенат Берлина создал комитет по расследованию причин проблем со строительством аэропорта, в итоговом отчете которого говорится о "коллективной утрате чувства реальности".


    Аэропорт Берлин Темпельхоф Центральный вход в аэровокзал Ст … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин Тегель. У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Тегель (значения) … Википедия

    Берлин Бранденбург: Берлин Бранденбург (нем. Berlin Brandenburg) название, используемое по отношению к планируемой земле Германии Берлин Бранденбург аэропорт, расположенный в Бранденбурге у границы с Берлином … Википедия

    - (нем. Berlin Brandenburg International; BBI) строящийся аэропорт в Бранденбурге, расположен у границы с Берлином на территории коммуны Шёнефельд. Новый аэропорт займёт часть территории нынешнего аэропорта Шёнефельд. Эксплуатантом… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Шёнефельд (значения) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Берлин (значения). Город Берлин нем. Berlin … Википедия

    Аэропорт Кёльн/Бонн Flughafen Köln/Bonn Страна: Регион: Германия Кёльн Тип: гражданский … Википедия

Международный аэропорт Берлин-Бранденбург (Berlin Brandenburg International; BER). Новый аэропорт заменит существующие аэропорты. Дата открытия аэропорта неоднократно переносилась. В настоящее время предполагается, что аэропорт может начать работать в 2019 году, или даже позже.

До открытия нового аэропорта пассажиров в Берлине продолжают обслуживать два аэропорта.

Аэропорт Берлин-Тегель (Flughafen Berlin-Tegel) расположен в районе Тегель административного округа Райниккендорф.

Аэропорт Берлин-Шёнефельд (Flughafen Berlin-Schönefeld) расположенный в коммуне Шёнефельд района Даме-Шпревальд на расстоянии 22 километра к юго-востоку от центра города. Рядом находится железнодорожный вокзал Берлин-Шёнефельд. До аэропорта можно также добраться на автобусе.

Рядом с аэропортом Берлин-Шёнефельд завершается строительство нового аэропорта Берлин-Бранденбург. Аэропрт Берлин-Шёнефельд аэропорт Тегель будут закрыты после официального открытия нового аэропорта.

| | |

Аэропорт "Берлин Бранденбург"

Аэропорт расположен в Бранденбурге, на расстоянии примерно 18 километров от центра Берлина. После открытия нового аэропорта планируется закрыть аэропорты Тугель и Шёнефельд.

Аэропорт рассчитан на обслуживание 30-50 миллионов пассажиров в год. Аэропорт связан с Берлином железнодорожным сообщением. На нижнем уровне терминала аэропорта расположен железнодорожный вокзал. С вокзала отправляются поезда во многие города Германии, а также в Польшу, Чехию. Добраться до аэропорта можно с Центрального вокзала Берлина.
Общественный транспорт соединяет аэропорт . Автобусы X7 и X11 до станции метро U-Bahn Rudow. Автобус X11 следуют до Lichterfelde-West и Dahlem. Существует много других автобусных маршрутов, соединяющих аэропорт и Берлин.

Берлинский аэропорт Берлин-Бранденбург является самым современным аэропортом Европы. При его проектировании создатели аэропорта постарались сделать его максимально удобным для пассажиров. Всё необходимое пассажирам расположено на максимально коротком расстоянии. Терминал аэропорта расположен между двумя параллельными взлетно-посадочными полосами. Железнодорожная станция расположена под терминалом аэропорта. Аэропорт имеет удобное сообщение с автомобильной магистралью.

Аэропорт Берлин Бранденбург это удобный для пассажиров, функциональный современный аэропорт. Аэропорт будет обслуживать не только жителей и гостей Берлина, но и других городов и соседних стран. Первое время аэропорт сможет принимать до 25 миллионов пассажиров в год. В будущем аэропорт может быть расширен для обслуживания до 45 миллионов пассажиров.

Полезная информация

Терминал

Общая площадь: 280000 м ²
Ширина 220 метров, глубина 180 метров, высота 32 метра.

Терминал, этажи

  • уровень U2 - железная дорога, автомобили, сервисные службы.
  • уровень U1 – переходы от железнодорожной станции к терминалу и AirportCity
  • уровень E0 – Прибытие, входы и выходы, багаж и подъездная дорога
  • уровень E0Z – технический этаж (для разделения пассажиров в соответствии с требованиями безопасности)
  • уровень E1 – Вылет, регистрация, проверка безопасности, розничная торговля, кафе и зал ожидания
  • уровень Е2 - Вылет, залы ожидания, офисы
  • уровень E3 - залы
  • уровень E4 - терраса

Железнодорожный вокзал

Железнодорожный вокзал аэропорта Берлин Бранденбург расположенных под основным терминалом. Железная дорога обеспечивает удобное сообщение с Берлином и пригородами Берлина. С вокзала также будут отправляться поезда в другие города и соседние страны (Польша, Нидерланды, Чехия). Считается, что примерно половина клиентов аэропорта будут использовать общественный (железнодорожный и автобусный) транспорт.

Бизнес-парк

Рядом с аэропортом будет построен Бизнес-парк Северный, в котором будет всё необходимое для деловых людей и туристов (отели, рестораны, офисные помещения, магазины).

Рядом с аэропортом расположен многофункциональный выставочный комплекс Berlin ExpoCenter Airport (открытие весной 2012), который принадлежит выставочному центру Messe Berlin. Здесь проводятся авиационные выставки, связанные с авиацией, например ILA Berlin Air.

Правительственный терминал

Аэропорт будет обслуживать также федеральное правительство Германии. Для обслуживания правительства и государственных визитов будет построен правительственный терминал. Правительственный терминал обеспечит удобство и безопасность для руководителей Германии и других стран.

Уже 12 лет тянется главная немецкая стройка - новый аэропорт Берлина. Его не открывают не потому, что аэропорт не достроен, - его почти достроили еще шесть лет назад. Аэропорт Берлин-Бранденбург не могут сдать в эксплуатацию из-за неработающей противопожарной системы.

Тем временем сам объект стремительно устаревает и уже становится для новой столицы Европы слишком маленьким. И все громче звучат голоса тех, кто предлагает снести громоздкую и бессмысленную постройку.

На этой неделе власти позвали в аэропорт зарубежных журналистов - в том числе шефа европейской редакции RTVI Константина Гольденцвайга и назвали новую (очередную) дату открытия: октябрь 2020 года.

Международной эта воздушная гавань стала еще до открытия: в автобусе изумленные журналисты со всего мира. За окном в чистом поле вдруг вырастает целый мегаполис - автобаны, развязки, гостиницы, подземный вокзал и вокруг всего этого - аэропорт. Но на входе, кроме сопровождающих, ни души. Хотя внешне, от телетрапов и до люстр в залах ожидания - все готово.

«Мы непременно запустимся - в октябре 2020-го. То есть нам нужно еще два с половиной года. Просим всех чуть-чуть потерпеть. Мы совершенно осознанно выбрали эту дату. Она достижима»

Предшественники Энгельберта Лютке Дальдрупа, главы аэропорта, «достижимым» объявляли его открытие в 2017, и в 2015, и в 2013, в 2012 году. И за месяц до намеченного ввода в строй, «всех уже просили еще чуть-чуть потерпеть».


экс-глава строящегося аэропорта Берлина

«Мы сдадим этот объект теперь уже скоро. После летней паузы»


Прошло шесть лет.


председатель правления берлинских аэропортов

«В ближайшие два года каждый месяц этой стройки будет обходиться в 9-10 миллионов евро. В том числе, расходы на содержание пустующего здания: ведь его нужно отапливать, освещать, охранять…»


Приходя на объект, создается ощущение, что попадаешь в город-призрак. Длина одного крыла терминала - 400 метров, длина соседнего - еще 400 метров. Здесь есть готовые эскалаторы, вывески, мебель для аэропорта и даже вот реклама: правда, непонятно для кого. Каждый день простоя обходится немцам в десятки тысяч евро - неудивительно, что в итоге общий бюджет воздушной гавани с изначального миллиарда евро вырос почти до семи миллиардов.

Главный источник проблем - сложнейшая система пожаротушения. Если
гигантское здание вспыхнет, то, по каждому из 360 просчитанных заранее сценариев пожара, должны сработать датчики, голосовое оповещение, с потолка польется вода, вытяжка начнет откачивать дым, а двери автоматически откроются. Уже пять лет тут испытывают, чтобы связать ее воедино, всю противопожарную автоматику, установленную пятью разными фирмами. От услуг генподрядчика на стройке отказались.


пресс-секретарь аэропортов Берлина

«Видите под потолком крохотное устройство, похожее на цветок? Вот таких оросительных спринклеров на случай пожара в этом здании свыше 70 тысяч. На этапе строительства терминала они были установлены с ошибками. И теперь все их нам нужно было заменить либо отладить. Это стало огромной проблемой»


Что немцу шок, то русскому привычная картина: километровую систему вытяжки, идущей вопреки законам физики в подвал, спроектировал не инженер, а выдававший себя за него чертежник. Творчество его коллег здесь и расхлебывают: переложить 90 километров кабелей, поменять 600 противопожарных стен. Когда в 2015 году взялись, наконец, отладить саму вытяжку, выяснилось, что вентиляторы на крыше аэровокзала чересчур тяжелые, и она может рухнуть. Стройка снова встала.


архитектор, проектировщик аэропортов

«Фирмы-подрядчики тогда ответили: „Хорошо, мы все перестроим. Но не даем никаких гарантий, и оплата, пожалуйста, почасовая - за факт нашего присутствия“. Именно так с ними с 2013 года и расплачивались: сотни миллионов не за результат, а за то, что сидели на стройке»


Они и сидят. В этой завесе дыма может и погорел немецкий технический гений, но не немецкая принципиальность. В крохотном кабинете райцентра Кенигс-Вустерхаузен ее олицетворяет Крис Халеке. От главы надзорного ведомства зависит согласование системы пожаротушения. Подчиненных Халеке и независимую экспертизу она не устраивает.

«От меня все хотят, чтобы я пошел на риск и принял этот аэропорт, как есть. Но я этого делать не буду. Во-первых, от этого зависит мое доброе имя, благополучие и профессиональное будущее. А во-вторых, потому что на мне есть ответственность перед людьми, которые здесь живут. Я живу за счет их налогов, и у них есть, черт возьми, полное право требовать от меня добросовестного труда»


Заверения столичного мэра, министров, даже правительства ФРГ - не указ. Он следил за новостями в сибирском Кемерове и, вообще, жил в России. На вопрос «отчего б не поставить злосчастную подпись?» отставной гэдээровский офицер отвечает доступней некуда.


заместитель председателя округа Даме-Шпревальд

«Расследовать дело взялась бы прокуратура. А прокуратура у нас в стране независимая, понимаете? Так что в итоге коллеги, выдавшие такие разрешения, несли бы уголовную ответственность. И сейчас бы, возможно, все мы сидели в тюрьме»


Объединенному Берлину - единый аэропорт: стройку века на окраине новой немецкой столицы утвердили еще в 1991 году. За годы местный перевозчик «Air Berlin», в расчете на который этот хаб и возводили, не дождавшись его, разорился. Новые рейсы принимать негде - отели города, казалось бы переживающего туристический бум, не досчитались миллионов евро. А суперкомплекс, создававшийся как самый современный аэропорт в столице главной в мире инженерной державы, стал, на деле, ее самым большим анекдотом. Берлинцам, впрочем, даже нравится.

Буркхард Кикер: «Не думаю, что у Берлина имидж такой уж немецкой столицы. Мы не встаем в шесть утра, не спешим на производство автомобилей. Берлинцу для начала нужно выпить капучино и открыть ноутбук, чтобы придумать какую-нибудь еще классную затею. Берлин - не Германия, так что и этот изъян за моей спиной в образ города прекрасно вписывается».

Первое, что видит турист, попадая в столицу главной страны Евросоюза - действующий берлинский аэропорт Тегель, где снимали еще «Мимино». Туда ни метро, ни поездов не ходит. Добираться нужно на переполненном автобусе. После этого по деревянному настилу, похожему на строительные леса, идем в соседний терминал. Переход этот построен как временный, но, кажется, нет ничего более постоянного. Дальше спускаемся по дощатой лестнице, и оказываемся перед другой времянкой. Вот из этого железного сарая летают рейсы, в том числе, в Россию, Украину. Словом, неудивительно, что по итогам свежего опроса и берлинский Тегель, и вторая берлинская воздушная гавань Шенефельд вошли в пятерку худших аэропортов мира. Но шансы на открытие нового столь малы, что берлинцы на референдуме в прошлом году выступили за то, чтобы сохранить это наследие - оно худо-бедно хотя бы работает.



экс-глава берлинских аэропортов

«Нет, в 2020-м аэропорт не откроют. Но вот в 2021-м… Хотя есть и те, кто говорит, в 2023-м. Но, вообще, если мы в Германии все время повторяем, какие мы продвинутые в технике, а не можем справиться с дверьми и с вентиляторами, чего же мы тогда стоим»

Уже завтра у этой взлетки ждут сотен горожан, которые, по доброй традиции, прибегут не на митинг, а на берлинский полумарафон. Спортивные соревнования - способ хоть как-то использовать исполинскую территорию. Это было бы грустно, если б не было так смешно - в Берлине, где крупных пожаров не было уже много лет, себя утешают: лучше уж так, чем наоборот.

Константин Гольденцвайг, Илья Левинтов, Яна Карпова, RTVI из Германии