Высококачественный USB-ЦАП с усилителем для наушников Fostex HP-A8mk2: удачное обновление модели Fostex HP-A8C. Все, что вам необходимо знать о цап Оптический и коаксиальный цифровые входы

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

Как ни досадно, нельзя не признать, что цифроаналоговые преобразователи – один из самых игнорируемых широкой публикой Hi-Fi-компонентов. Хороший и правильно подключенный ЦАП способен резко повысить качество звучания. Если хотите убедиться в этом, читайте наш материал.

Что такое ЦАП? Что он делает?

Звуки, которые мы постоянно слышим – дорожный шум, работающие инструменты, плачущий ребенок в транспорте – представляют собой акустические волны, которые распространяются в воздушной среде к нашим ушам в аналоговой ипостаси.

Аналоговые записи издавались на виниловых дисках и кассетах, однако нежелательный шум и ненадежность этих носителей стимулировали поиск новых форматов. Появление CD открыло дорогу для цифровой революции.

Цифровое аудио кардинально отличается от аналогового. Цифровые музыкальные файлы обычно создаются при помощи импульсно-кодовой модуляции (PCM) в процессе измерения амплитуды аналогового сигнала через равные интервалы времени.

Жизнь в цифре

Значение амплитуды представлено двоичным числом (1 или 0), а длина этого числа называется разрядностью, выраженной в битах. Величина, обратная временному интервалу измерений, является частотой дискретизации.

Например, при записи стандартного CD выборка делается 44 100 раз в секунду. Каждый из «срезов» измеряется с точностью до 16 бит, и результаты измерения сохраняются в 16-разрядном цифровом формате. С другой стороны, при записи трека в Hi-Res-аудио длина «среза» увеличивается до 24 бит, а выборка делается аж 192 000 раз в секунду.

У цифровых аудиоданных могут быть самые разные частота дискретизации, разрядность, форматы кодирования и сжатия – однако независимо от конкретных параметров именно ЦАП должен придать этим данным смысл, максимально точно переведя их из двоичного формата в исходную аналоговую форму.

Зачем нужен отдельный ЦАП?

Сегодня почти любой цифровой компонент оснащен собственным ЦАП, однако далеко не все ЦАП созданы равными. Начнем с того, что они могут поддерживать не все типы файлов.

Плохие модели могут привносить в звучание нежелательный шум из-за непродуманного проектирования печатных плат или вызывать искажения в связи с джиттером.

Джиттером называются ошибки синхронизации. Точная синхронизация цифрового музыкального потока, определяемая генератором тактовых импульсов, жизненно важна для качества воспроизведения, и если ее не удается обеспечить из-за конструктивных недостатков, качество страдает.

Проблема джиттера может возникнуть при любом перемещении цифрового сигнала по плате, но особенно серьезной становится при передаче сигнала между устройствами. В последние годы широкое распространение получили асинхронные ЦАП, именно по этой причине перехватившие у компьютеров обязанности по синхронизации.

Тактовые генераторы, применяющиеся в компонентных ЦАП класса High End, точнее и стабильнее, чем у обычных ПК, и звук в результате получается существенно лучше.

Все зависит от исходного материала

Разумеется, чтобы получить от ЦАП максимально возможный результат, необходимо позаботиться о качестве исходного материала. Не рассчитывайте на чудо, предлагая ему MP3-файлы с битрейтом 128 кбит/с. На самом деле, более качественное декодирование сжатого сигнала может еще сильнее подчеркнуть его недостатки. Для компонентных ЦАП оптимальные результаты обеспечивает контент CD-качества и выше. Обычно музыка с подобным разрешением записана в PCM-форматах без потерь – FLAC, WAV или ALAC (Mac), а также DSD.

DSD и PCM

DSD, или Direct Stream Digital – альтернатива PCM. Этот формат изначально был разработан для архивирования, а позднее применялся для записи Super Audio CD (SACD), продвигавшихся Sony и Philips в конце 90-х и начале 2000-х. Это намного более нишевый формат; в отличие от PCM, его разрядность составляет всего один бит, зато частота дискретизации намного выше – 2,8 МГц у DSD64 и 5,6 МГц у DSD128.

Споры о том, какая система кодирования лучше, продолжаются до сих пор. Мы лишь скажем, что убежденным сторонникам DSD следует внимательно проверять списки характеристик: не все ЦАП поддерживают этот формат.

ЦАП какого типа вам подойдут?

Спектр форм-факторов и габаритов этих устройств огромен, они различаются по функциональности и по числу входов, так что ваш выбор будет зависеть от конкретных потребностей и величины бюджета.

Компактные USB-ЦАП обеспечивают мобильность и удобство по разумной цене. Это могут быть устройства не больше стандартной USB-флэшки (например, AudioQuest DragonFly Black) или карманные аппараты, подключаемые отдельным USB-кабелем (такие как Oppo HA-2 SE).

Чаще всего они получают питание от компьютера, не требуя отдельного источника. Подключений у них обычно немного – выход для наушников и, возможно, линейный выход для активных АС или Hi-Fi-системы.

Стационарные ЦАП

Если вам нужно больше разъемов и не требуется носить ЦАП с места на место, настольное USB-устройство – такое как Audiolab M-DAC – может оказаться более подходящим. Подобные модели обычно более габаритны и требуют подключения к источнику питания, зато помимо USB-порта оснащены еще несколькими цифровыми или аналоговыми входами.

Если собираетесь использовать наушники, обратите внимание на наличие соответствующего выхода.

Наконец, некоторые ЦАП предназначены для работы в составе большой домашней аудиосистемы. У них обычно больше входов (в частности, таких редких, как AES/EBU) и функций. Они могут поддерживать весь спектр форматов Hi-Res-аудио или обеспечивать беспроводную трансляцию со смартфона или планшета посредством Bluetooth. Некоторые даже оснащены регулятором громкости и могут выступать в роли предусилителей.

Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", январь 2019 г.

Идеально подходит для проигрывания форматов файлов FLAC, WAV, Apple Lossless и других форматов сжатия без потери качества.

В Topping TP32EX используется цифровой усилитель класса T Tripath TK2050 , выдающий 50Вт на канал. Массивные позолоченные акустические клеммы справятся даже с самыми толстыми акустическими кабелями. Отдельный выход на наушники, чтобы не мешать соседям ночью, либо его можно использовать для подключения сабвуфера.

Закажите доставку усилителя черного или серебристого цвета, ведь Topping TP32EX идеален для организации качественного звука на компьютере.

Компактные размеры и высокая выходная мощность

Схемотехника усилителя построена на использовании модуля усиления мощности TK2050 от Tripath. Благодаря высокому КПД этих модулей(около 90%) усилитель получился компактным и с высокой выходной мощностью, сравнимой с полноразмерными собратьями.

Широкие возможности для подключения

Несмотря на скромные размеры, Topping TP32EX располагает полным комплектом аудио входов/выходов, который можно ожидать от устройства, специально спроектированного для использования с компьютером или нетбуком, включая 1 цифровой вход(коаксиальный), 1 аналоговый линейный вход, а также USB порт для быстрого и удобного подклчения к компьютеру. С выходными аккстическими клеммами можно использовать кабели, либо разъемы типа BANANA. Порт 6,3мм можно использовать для подключения сабвуфера. Выход на наушники будет полезен ночью, в офисе, либо в других ситуациях когда громкий звук может побеспокоить окружающих людей.

ЦАП Cirrus Logic CS4392 и адаптивный USB-интерфейс

TP32EX использует встроенный ЦАП Cirrus Logic CS4392 для преобразования цифровых сигналов. Нет необходимости устанавливать драйвера на Windows или Mac, просто подключите аппарат к компьютеру при помощи USB-кабеля. После этого можно использовать iTunes, Foobar или другой программный плеер для воспроизведения музыки. Технические характеристики усилителя удовлетворят самого привередливого аудиофила, предпочитающего источники с разрешением до 24бит/192кГц. Адаптивный USB-интерфейс на данный момент является лучшим по соотношению цена/качество, а с учетом качественно выполненной схемотехники в данном аппарате, зачастую и "переигрывает" некачественный ЦАП с асинхронным USB.

Размер не имеет значения

Не в каждом полноразмерном аппарате можно встретить цифровую регулировки громкости на базе CS3310, пульт ДУ и алюминиевую переднюю панель, а здесь всё это есть. Винтовые акустические клеммы, дисплей и селекторы такие же как на больших аппаратах. Всё это дает предельную простоту использования и подключения устройства.

Нет вентиляторов в корпусе - полная тишина

Все усилия по уменьшению шума в звуковом сигнале ничего не стоят по сравнению с надоедливым шумом вентилятора охладждения в корпусе усилителя. Чтобы достичь высокой выходной мощности при компактных размерах и одновременно бесшумности, радиаторы охлаждения размещаются на шасси особым образом для эффективного рассеивания тепла без дополнительных вентиляторов.

3 режима работы выходов

Устройство обладает полностью раздельными усилителем мощности и усилителем для наушников. Они могут работать как по-одному, так и одновременно. Таким образом есть 3 режима работы: усилитель для колонок, усилитель для наушников, одновременная работа усилителей. В третьем режиме в гнездо наушников можно подключить, например, сабвуфер. В режиме работы усилителя для наушников также можно использовать аппарат в качестве предусилителя или выделенного ЦАПа.

Технические характеристики

ЦАП
Тип декодера Cirrus Logic CS4392, ресивер CS8416
USB вход USB2.0 High-Speed, контроллер VIA VT1620A
Тип работы USB-интерфейса Адаптивный
Поддерживаемые частоты дискретизации 44.1/48/96/192кГц(по USB до 96кГц)
Поддерживаемый битрейт 16/24бит
THD+N(@1кГц)
0.0057%
Усилитель
Тип усилителя Tripath TK2050, ОУ TI OPA2134
Тип коннектора винтовые клеммы, BANANA
Импеданс акустики 4-8 Ом
50Вт(4 Ом, THD+N=10%), 30Вт(8 Ом, THD+N=10%)
Частотный диапазон 20Гц – 20кГц
Усилитель для наушников
Импеданс наушников 16-300 Ом
Тип коннектора 1/4"(6.3мм) Стерео
Максимальная выходная мощность 140мВт(32 Ом, THD+N=1%)
THD+N мин. 0.002% (32Ω, Pвых=45мВт)
THD+N(@1кГц)
0.02%
Частотный диапазон 20-20кГц±2.0дБ
Цифровые аудио входы
USB(разъем типа B), RCA коаксиальный
Аналоговые аудио входы
1 x RCA
Адаптер питания AC 110-230В, DC 24В/5А
Размеры 115(Ш) x 50(В) x 185(Г) мм
Комплект поставки усилитель, адаптер питания(24В/5А), пульт ДУ, USB кабель, руководство пользователя
Требования к операционным системам
Microsoft Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8
Apple Mac OS X Snow Leopard, OS X Lion, OS X Mountain Lion

Однако время не стоит на месте, производители микросхем цифроаналоговых преобразователей представляют новые чипы, с обновленными характеристиками и большей функциональностью, за ними следуют производители аппаратуры. Следуя тренду, компания Fostex представила вторую версию своего премиального ЦАПа - Fostex HP-A8mk2 на основе новой микросхемы цифроаналогового преобразования AK4490 и с другими интересными нововведениями.

Внешний вид относительно первой модели не изменился. Качество изготовления тоже на прежнем высоком уровне.

Первое же знакомство с Fostex HP-A8mk2 вызывает приятные впечатления. Корпус выполнен из граненого толстостенного алюминия черного цвета, а передняя панель - из стекла. Качество сборки очень высокое. Органы управления не люфтят и приятно нажимаются. Мягкий свет OLED-экрана, отсутствие выжигающих глаза светодиодов и чрезмерной перегруженности кнопками, строгий дизайн - всё говорит о том, что производитель с самого начала заботится о потребителе.

Регулировка громкости производится, как и положено, в децибелах с шагом 0,5 дБ. Причем громкость регулируется как на наушниковом выходе, так и на линейном.

Орган управления Input Set работает и как кнопка, и как регулятор. Можно выбрать нужный вход, а также войти в меню и настроить параметры.

На задней панели расположены всевозможные коммутационные разъемы, в том числе крайне редкие для бытовой техники Analog In и Digital Out. Но обо всем по порядку.

Производитель заявляет для устройства поддержку всех возможных форматов цифрового звука от 44,1 до 192 кГц с разрешением до 32 бит, а также DSD-потока частотой от 2,8 до 11,2 МГц. Для компьютеров Apple частота DSD ограничена 5,6 МГц, а для воспроизведения с SD-карты - 2,8 МГц.

USB-вход работает с собственным драйвером. Он имеет асинхронный режим работы, вывод в ASIO и поддержку DSD. (Асинхронный режим является стандартным требованием для всех современных ЦАПов. Он дает возможность управлять скоростью передачи на стороне приемника, принимать данные в буфер и использовать собственный качественный генератор рядом с ЦАПом.)

Также имеется слот под SD/SDHC-карту с возможностью воспроизведения с нее файлов WAV, DSF и AIFF, что не только добавляет устройству функциональности, но и делает его работу независимой.

Хочется отметить новый пульт дистанционного управления - с более удобными резиновыми кнопками и увеличенным количеством функций.

Меню предлагает богатый выбор настроек, из которых наибольший интерес вызывают те, которые непосредственно влияют на качество звука:

  • Up Sampling, возможный выбор: х1, х2, х4 - умножение частоты дискретизации перед подачей на микросхему цифроаналогового преобразователя
  • Digital Filter, возможный выбор состоит из пяти вариантов:
    • Short Dly Shap
    • Short Dly Slow
    • Sharp Roll-Off
    • Slow Roll-Off
    • Super Slow
  • MSCK Sel, возможный выбор: Dir или XTAL - выбор способа синхронизации
    • Dir - синхронизация цифроаналогового преобразователя от клока сигнала, восстановленного S/PDIF-приемником
    • XTAL - использование внутреннего высококачественного клока для синхронизации ЦАПа
  • Direct, возможный выбор: On, Off - при включении режима On регулировка громкости линейного выхода неактивна, громкость всегда максимальная

Помимо USB-ASIO-драйвера производитель предлагает симпатичный и минималистичный плеер, работающий через ASIO-драйвер исключительно с продуктами Fostex. Звук при его использовании превосходный.

Если снять верхнюю крышку, то можно убедиться, что организовано внутри всё довольно грамотно.

Наушниковый усилитель и послеЦАПовый фильтр спроектированы на дискретных элементах, без применения операционных усилителей. Стабилизаторы источников питания также выполнены на дискрете. Использованные конденсаторы в аналоговых и питающих цепях - аудиофильские Nichicon Muse и ELNA. Микросхема цифро-аналогового преобразователя - это новый чип фирмы AKM, AK4490, он обладает отношением сигнал/шум 123 дБ и К Г ниже −112 дБ. Кроме того, AKM добавила еще три новых режима фильтрации звука.

Для частот, кратных 44,1 и 48 кГц, использованы отдельные кварцевые генераторы, что исключает необходимость пересчета некратных частот.

USB-контроллер выполнен на цифровом процессоре фирмы Texas Instruments TM320C55. Он имеет производительность 800 MIPS и 40-битный арифметический процессор. S/PDIF-приемник и передатчик выполнены на микросхемах AК4118. В целом входная цифровая часть обработки сигнала построена аналогично первой версии HP-A8, но имеет небольшие отличия и маркировку MK2.

Для регулировки громкости используется микросхема JRC Muses72320, в ее обвязке используются операционные усилители Muses8920 взамен предыдущих OPA604AP. По техническим параметрам они схожи, но Muses позиционируются как операционные усилители именно для звуковых применений. Кроме того, Muses8920, в отличие от OPA604, являются двухканальными, что наводит на мысль о более существенном изменении схемы, чем просто замена типа ОУ.

На линейном входе тоже есть изменения: вместо прежних LME49710NA установлена одна двухканальная OPA1642, тоже позиционируемая как ОУ для звуковых применений.

Линейный выход и ушной усилитель не претерпели изменений. Линейный выход имеет свой, независимый от ушного усилителя буфер, выполненный на дискретных элементах, что является большим плюсом, так как уменьшает влияние на звук сопротивления источника сигнала и емкостей соединительных кабелей.

Выходные мощные транзисторы ушного усилителя 2SA1930/2SC5171 применяются для построения усилителей мощностью до 20 Вт, что обеспечивает хороший запас по мощности.

Паспортные технические характеристики

  • Входы:
    • USB-порт
    • 2 оптических
    • S/PDIF
    • XLR-3 AES/EBU
    • SD-слот
    • RCA аналоговый стерео
  • Выходы:
    • 2 × Jack 6,3 мм на стереонаушники
    • RCA аналоговый стерео
    • оптический
    • S/PDIF
  • Поддерживаемые режимы работы:
    • 16/24/32 бит
    • 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
    • DSD 2,8/5,6/11,2 МГц
    • USB High Speed
  • Параметры наушникового выхода:
    • Максимальная мощность: 700 мВт на нагрузке 32 Ом
    • Гармонические искажения: менее 0,002% при 1 кГц, нагрузке 32 Ом и мощности 100 мВт
    • Допустимое сопротивление наушников: 16-600 Ом
  • Параметры линейного выхода:
    • Частотный диапазон: 10 Гц - 80 кГц при ±3 дБ
    • Гармонические искажения: менее 0,002% при 1 кГц
    • Оптимальное сопротивление нагрузки: 10 кОм
  • Потребляемая мощность: 24 Вт от сети 220 В
  • Габаритные размеры: 213×78×314 мм
  • Вес: 3,8 кг

Официальная страничка продукта:

Для измерения параметров ЦАПа был собран измерительный стенд, обеспечивающий гальваническую развязку измерительной карты от сети 220 вольт, чтобы устранить земляные петли и исключить сетевые наводки вне измеряемого устройства. Аналогичный стенд был использован для замеров первой версии HP-A8C, это значит, что результаты можно сравнивать непосредственно. Блок-схема стенда:

В качестве гальванической развязки используется плата Adnaco-S1A, измерительная плата - модифицированная Asus Essence STX с минимальным измеренным К Г =0,0002% и уровнем шума −120 дБ. Питание системы производится от аккумуляторной батареи и линейных стабилизаторов, формирующих необходимые напряжения.

Информация о USB-ASIO-драйвере:

Device: Fostex ASIO Driver
Features:
Input channels: 0
Output channels: 2
Input latency: 0
Output latency: 270
Min buffer size: 2048
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 2048
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
Output channels:
channel: 0 (Fostex USB Audio HP-A8 Out 01) - Int32LSB
channel: 1 (Fostex USB Audio HP-A8 Out 02) - Int32LSB

Через панель управления драйвером можно отрегулировать размер буфера и посмотреть текущую частоту дискретизации.

Итак, сводная таблица замеров в RMAA на частотах от 44,1 до 192 кГц:

Аналогично первой версии, видим отличные измеренные параметры на всех частотах, практически ограниченные характеристиками микросхемы ЦАП. Это подтверждает грамотность примененных технических решений и отсутствие инженерных ошибок. Кроме того, измеренные данные оказались на порядок лучше, чем указано производителем.

Спектр нелинейных искажений при частоте дискретизации 192 кГц:

Единственное отличие от первой версии, которое обращает на себя внимание, это небольшое уменьшение динамического диапазона вследствие большего уровня шума. Если обратить внимание на спектр, то видно, что уровень шума несколько поднят в диапазоне от 1 до 10 кГц. Зарождающийся горбик есть и в первой версии, но во второй он более протяженный, что и дает увеличение шума. Насколько это хорошо или плохо - судить сложно; факт в том, что до уровня шума ниже 110 дБ дотягиваются единичные устройства даже в гораздо более высокой ценовой категории, это не является определяющим фактором для качества звучания устройства.

Замеры наушникового усилителя проводились так же, но сигнал брался с выхода для второй пары ушей. Выходная мощность усилителя составляла 125 мВт при использовании 32-омных наушников в качестве нагрузки.

Как видно, параметры такие же отличные, в 5 раз лучше заявленных, причем почти не зависят от сопротивления наушников. Это подтверждает высокую перегрузочную способность ушного усилителя. Также стоит обратить внимание на низкое взаимное проникновение каналов под нагрузкой. У усилителей с маломощным источником питания этот параметр увеличивается до −70..−80 дБ, тут же все в порядке.

Ну а теперь самое интересное - рассмотрим режимы работы фильтрации Digital Filter, 5 фильтров с разными параметрами. Сам по себе цифровой фильтр (ЦФ) является неотъемлемой частью любого современного ЦАПа. В основном его функция сводится к тому, чтобы сдвинуть продукты преобразования ЦАПа в высокочастотную область, где они будут меньше влиять на полезный сигнал и смогут быть отфильтрованы более простыми (а значит, менее влияющими на звуковой, слышимый сигнал) аналоговыми фильтрами. Также функцией ЦФ является дополнительное подавление тех частот в воспроизводимом сигнале, которые, согласно теореме Котельникова, выходят за пределы рабочих при данной частоте дискретизации. Говоря простым языком, ЦФ в микросхеме ЦАП служит для того, чтобы обеспечить наиболее корректное воспроизведение полезного сигнала и фильтрацию всего, что таким сигналом не является.

Однако всё не так просто. Основным недостатком и причиной появления различных типов ЦФ в одной микросхеме является реакция самого ЦФ на импульсный сигнал. Вот что нам говорит об этом сама AKM:

В таблице представлены графики отклика микросхемы AK4490 на одиночный импульс при различных установках в ее ЦФ. Нетрудно заметить, что в одних режимах колебательный процесс за пределами импульса выражен более явно, чем в других. Это и есть реакция ЦФ на импульсный апериодический сигнал. В этом нет ничего страшного, это чисто математическое преобразование сигнала с бесконечным спектром, выходящим за пределы теоремы Котельникова и никогда не встречающимся в реальном музыкальном материале. Более того, зная отклик, можно провести обратное преобразование и воссоздать тип фильтра, через который прошел сигнал, то есть отклик фильтра напрямую связан с его характеристиками.

Оставим на время импульсную характеристику и обратим внимание на измерения АЧХ нашего Fostex при различных установках ЦФ:

И еще разок, при линейной шкале частоты:

Наглядно видно, что уменьшение выбросов после воздействия мифического импульса с бесконечным спектром происходит за счет снижения усиления фильтра на высоких частотах - грубо говоря, снижением его полосы пропускания в высокочастотной области. АЧХ фильтров Dly и Roll-Off наложились, потому что спектрально они обрабатывают сигнал одинаково, но отклик по разному распределен во временно́й области. То есть для режима с низкой задержкой (Dly) фронт импульса обрабатывается практически без искажений, зато потом следует более длинный шлейф отклика. В режиме с большой задержкой (Roll-Off) отклик на выходе появляется еще до прихода импульса и так же симметрично пропадает после. Это происходит потому, что в ЦФ находится линия задержки, сигнал которой математически обрабатывается и только после этого подается на выход цифроаналогового преобразователя. В режиме Dly эту задержку стремятся минимизировать, но для слушателя это не играет никакой роли. Какая разница, придет ли сигнал вам в уши через 0,67 мс или через 0,14 мс (для режима Dly) после запуска трека?

Зачем все это надо? Ответ для каждого может быть свой. Автор статьи считает, что здесь не последнюю роль играют маркетологи, ведь каждая новая функция повышает внимание к продукту. При этом не так очевидно, насколько она реально нужна пользователю. То есть подаем на вход ЦАПа импульс с бесконечным спектром, который математически не может быть им корректно обработан, и героически боремся с последствиями путем различных установок ЦФ. А то, что высокие частоты оказываются срезанными - ну, извините, зато импульс более-менее. Вот вся суть маркетинга: нам преподносят эквализацию как нечто совершенно новое и панацею. Инженеры-разработчики микросхем и разработчики аудиоаппаратуры вынуждены следовать по этому пути, их тут не в чем упрекнуть.

Однако тут есть и другая сторона: в некоторых случаях, для каждого конкретного человека, определенной музыки и аппаратуры может субъективно оказаться предпочтителен тот или иной фильтр. Таблица AKM пытается пролить свет на этот вопрос. Например, если вы не любите резкий звук, можете поставить режим ЦФ Super Slow с плавным спадом ВЧ, и ничего вас не будет раздражать, инструменты будут приближенными и более натуральными. В режимах с низкой задержкой Dly теоретически должны лучше звучать ударные инструменты и драйвовая музыка. Но если вам важно максимальное качество воспроизведения всех частот, тут стандартный режим Sharp Roll-Off будет безальтернативен.

Если вы беспокоитесь о реакции на импульсный сигнал - никогда ни одна уважающая себя студия звукозаписи не допустит выхода трека с частотами, которые выходят за пределы теоретически допустимого диапазона, а следовательно, все эти картинки отклика не имеют почти никакого смысла в реальной музыке. Простыми словами: если ограничить спектр тестового импульса пресловутыми 22,05 кГц, то все графики будут выглядеть почти одинаково, просто будет немного разный наклон полки импульса, что и отражается в измерениях АЧХ. Поскольку частотный диапазон музыки ограничен точно так же, гораздо более влияющим на звук будет разный спад АЧХ ЦФ, чем его импульсные характеристики вне рабочего диапазона частот.

Также интересно сравнить работу AK4399 в Fostex HP-A8C и AK4490 в HP-A8mk2 в режиме Sharp при разных частотах дискретизации:


44,1 кГц



96 кГц



192 кГц

В режиме 44,1 кГц обе микросхемы показывают практически одинаковый результат, однако с повышением частоты дискретизации у АК4399 появляется заметный спад на низких, а у AK4490 - на высоких частотах. И если спад на ВЧ у AK4490 является, скорее всего, запрограммированным, чтобы улучшить импульсные характеристики (АЧХ выше 20 кГц уже не так важна), то спад на НЧ у AK4399, скорее всего, является какой-то недоработкой чипа либо его ЦФ. В любом случае хайрез я бы предпочел слушать на AK4490, что, в общем-то, и подтвердилось в ходе прослушивания.

Несколько слов о применении Up Sampling и Digital Out. Апсемплинг выполняет две функции. Первая - добавляет «недостающие» отсчеты. За счет своего внутреннего алгоритма он старается сделать это как можно более аккуратно, «додумывает» то, что потерялось в исходном сигнале с низкой частотой семплирования. Вторая, побочная, функция - апсемплер выполняет роль дополнительного фильтра, сдвигая помехи и продукты преобразования ЦАПа в более высокочастотную, неслышимую область. Как правило, все это приводит к улучшению разборчивости звука, лучше передаются микронюансы записи, эхо, объем помещения и т. п., но только если сам ЦАП хорошо переваривает высокие частоты дискретизации.

Казалось бы, зачем ЦАПу нужен цифровой выход? А затем, что на него подается то же самое, что подается на микросхему внутреннего ЦАПа! То есть вы можете подать сигнал на S/PDIF- или USB-вход Fostex HP-A8mk2, улучшить клок с помощью настройки XTAL, увеличить его частоту в 2 или 4 раза (или оставить без изменений) и после этого подать на другой ЦАП - допустим, классом выше, но не имеющий USB. Кроме того, на S/PDIF-выходе присутствует воспроизводимый с SD-карты звук, то есть данный ЦАП может использоваться еще и как транспорт. Все это расширяет возможности использования устройства.

Прослушивание

При прослушивании использовались наушники различных известных производителей. Поскольку усилитель наушников в модели не изменился, результаты прослушивания музыки в наушниках на HP-A8mk2 практически соответствуют ощущениям от предыдущей модели HP-A8C.

Уровень громкости, выдаваемый встроенным усилителем, более чем достаточен для раскачки самых «тугих» наушников. Никаких явных провалов динамики и искажений при использовании низкоомных наушников замечено не было. Регулировка громкости аккуратная, сильной зависимости тембра от положения регулятора громкости нет. И только на совсем тихих уровнях происходит заметное снижение детальности высоких частот.

В целом качество звучания Fostex HP-A8mk2 высокое и более чем хорошее для своей цены, как при выводе звука на наушники, так и на линейном выходе. Нет перевирания тембров, звук «живой» и открытый. Позиционирование инструментов (сцена) имеется, и по своему масштабу соответствует тому, что выдают гораздо более дорогие аппараты. Субъективное восприятие звука у этого аппарата не вызывает негативных ощущений или желания слушать только какой-то конкретный стиль музыки.

Замена AK4399 на AK4490 положительно сказалось на звучании: звук стал более аккуратным и мягким, улучшилась передача тембров инструментов и особенно голоса, хотя в целом подача осталась такой же, что не может не радовать. Существенно улучшился бас - стал более рельефным. Звучание линейного выхода по тембровому окрасу и восприятию не отличается от наушникового.

Включение опции Direct отключает регулировку громкости на линейном выходе. В данном случае улучшение качества звучания более явное, чем в предыдущей модели. Появляется больше мелких деталей, эха, звучание становится свободнее. Связано ли это с установкой нового ЦАПа или изменением схемы регулятора громкости, сказать сложно, надо проводить прослушивание обоих аппаратов, а у нас такой возможности не было.

Использование Up Sampling не дает явных преимуществ. С ним звук становится мягче и аккуратнее, но в то же время высокие частоты мутнее и теряется часть динамики в звуке. Возможно, на определенной музыке (классической, например) это будет нужно, стоит проверять личные предпочтения. Стоит заметить, что AK4490 лучше «переваривает» повышенные частоты дискретизации, негативные моменты при использовании Up Sampling выражены значительно меньше, чем в предыдущей модели.

Настройки и влияние на звук Digital Filter описаны уже достаточно подробно. Выбор конкретного фильтра и окраса звука - дело личных предпочтений каждого.

MSCK Sel мы бы рекомендовали всегда ставить в положение XTAL - так гораздо лучше, особенно если источник цифры не очень высокого качества. При использовании высококачественного источника цифры субъективная разница между режимами уменьшается, но не пропадает полностью.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы приходим к выводу, что новый Fostex HP-A8mk2 является разумной эволюцией изначально удачного продукта. Стоимость устройства составляет 84 тысячи рублей, оно является достойным конкурентом продуктов, находящихся в той же ценовой категории. Возможность использования в качестве ЦАПа, апсемплера и усилителя для наушников делают Fostex HP-A8mk2 устройством «три в одном». Современный ЦАП, поддержка всех аудиоформатов и натуральное звучание нового USB-ЦАП Fostex заслуживают пристального внимания меломанов.

  • Бесплатная доставка
  • сайт - официальный дилер Ayre. Гарантия производителя
  • +12 месяцев дополнительной гарантии
  • Только у нас скидка 10$ на приобретение топового музыкального проигрывателя (стоимостью 50$)!
  • 3% скидки на следующий заказ!

Свяжитесь с нами, чтобы узнать цену

Ayre EX-8 представляет собой устройство всё-в-одном: усилитель, ЦАП, сетевой транспорт и усилитель для наушников. При этом аппарат сохраняет все собственные фирменные технологии Ayre, включая полностью балансную аналоговую схему с нулевой обратной связью, специальный цифровой фильтр, который значительно улучшает качество звучания с любым проигрываемым файлом, а также возможность использования асинхронных входов S/PDIF (патент в данный момент находится на рассмотрении) для устранения джиттера, не нарушая исходные музыкальные данные, как происходит в большинстве случаев. Помимо оснащения портами USB и Ethernet для максимальной гибкости и простоты использования EX-8 имеет поддержку Roon и доступ к потоковым сервисам Spotify, Qobuz и Tidal, а это бесконечное множество цифровой музыки со всего мира.

EX-8 сегодня интегрируется практически в любую домашнюю систему и может быть модернизирован для использования c будущими технологиями.

EX-8 также позволяет вам погрузиться в мир музыки с помощью ваших любимых наушников. В полной мере используя надежный аналоговый линейный источник питания AyreLock, балансные и небалансные выходы на передней панели будут без усилий управлять самыми требовательными наушниками. Инновации Ayre, аккуратно внедренные в это устройство, обеспечивают музыкальную достоверность и высокое качество.

Само устройство реализуется в 5-и вариантах:

EX-8 - ЦАП и усилитель, без цифровых входов;

Версия "Digital Base" - плюс цифровые входы (оптический/SPDIF/AES);

Версия "USB" - версия "Digital Base" плюс вход USB;

Версия "Net" - версия "Digital Base" плюс вход Ethernet;

Версия "Full" - все цифровые входы и Ethernet.

Особенности

  • Балансная дискретная схема с нулевой обратной связью
  • Выходной каскад Ayre "Double-Diamond"
  • Линейный аналоговый источник питания AyreLock
  • Эксклюзивная схема усиления Equilock от Ayre
  • Чип ESS ES9038Q2M DAC
  • Генератор тактовой частоты Ayre
  • Цифровой регулятор громкости
  • Цифровой фильтр минимальной фазы Ayre
  • Однопроходная 16-кратная передискритизация
  • Асинхронный S/PDIF вход
  • Восемь цифровых входов (в максимальной комплектации): Ethernet, асинхронный USB,
  • AES / EBU, оптический (3), S / PDIF (2)
  • Выход для наушников


Технические характеристики

Входы:

Коаксиальный: до 24 бит / 192 kHz, DSD64 (DoP)

Оптический: до 24 бит / 192 kHz, DSD64 (DoP)

AES/EBU: до 24 бит / 192 kHz, DSD64 (DoP)

Ethernet: до 24 бит / 192 kHz, DSD64 (DoP)

USB: до 24 бит / 384 kHz (PCM), DSD64, DSD128 (DoP)

Операционные системы: Wndows (требуется установка драйвера), Mac OS, Linux

Уровень выходного сигнала: 2.25 Vrms (RCA), 4.5 Vrms (XLR)

Выходная мощность: 2 x 100 Ватт/ 8 Ом, 2 x 200 Ватт/ 4 Ома

Питание: AC 240 V 50/60 Hz

Размер: 440*330*100 мм

Комплектация: сетевой кабель