Обзор портативных ЦАП: Hi-Fi для долгого пути. Внешние цапы Ламповый усилитель – GoVibe Porta Tube Plus

Если ваша музыка хранится на ноутбуке, портативный ЦАП просто необходим. Наушники будут вам благодарны

Тот, кто слушает музыку с ноутбука или настольного компьютера, скорее всего, заметит улучшение качества звучания, отказавшись от встроенного ЦАП и выхода на наушники. Портативные устройства, включающие ЦАП и усилитель для наушников, берут на себя задачу обработки звукового сигнала, обеспечивая максимально возможное качество. Мы тестируем четыре доступные портативные модели, способные радикально повысить удовольствие от музыки с ПК.

Человеческим языком

ЦАП

Цифроаналоговый преобразователь превращает цифровую информацию в аналоговый сигнал; усилитель и АС создают из него звук. Любой цифровой аппарат оснащен ЦАП.

Асинхронность

Асинхронный USB-порт позволяет ЦАП управлять потоком информации, повышая качество звучания; в иных случаях это делает компьютер.

Audioengine D3

Алюминиевый корпус D3, собранный при помощи крошечных винтиков, выглядит очень прочным и сопротивляется любым попыткам согнуть его. Превратить то, что на первый взгляд кажется простой USB-флэшкой, в симпатичный Hi-Fi-компонент - непростая задача, но фирме Audioengine это удалось.

Благодаря маленькому алюминиевому корпусу Audioengine очень похож на флэшку - для полноты картины не хватает только крышечки

Однако досадно, что к нему не прилагается такая же алюминиевая крышка для защиты USB-разъема, когда он не подключен или лежит в кармане. Впрочем, D3 снабжен собственным шерстяным футлярчиком - так что долгой холодной зимой хотя бы ЦАП будет в тепле.

Кроме него в комплект входят короткое, но внятное руководство по установке и кабель с адаптером, который позволит подключать к 3,5-миллиметровому выходу наушники со штекером на 6,3 мм. Мы тестировали D3 с накладными наушниками AKG K550 и вкладышами Klipsch X7i.

Поддержка HD-аудио

ЦАП Audioengine совместим с компьютерами под Mac и Windows; в отличие от некоторых других моделей ему не требуется дополнительный драйвер под Windows. Как и AudioQuest DragonFly v1.2, D3 принимает файлы вплоть до 24 бит/96 кГц «как есть»; форматы высокого разрешения с дискретизацией 24 бит/192 кГц компьютеру придется предварительно перекодировать в 24/96. D3 также допускает асинхронную передачу данных с USB-выхода компьютера, что обеспечивает повышение качества звучания.

На передней панели устройства расположены два крошечных индикатора. Крайний светится синим цветом, если Audioengine обрабатывает записи с частотой дискретизации 88,2 кГц и выше; в противном случае он остается темным. Ближний белый индикатор показывает, что ЦАП включен и готов к приему данных.

В отличие от Cambridge Audio DacMagic XS, D3 не оснащен регулятором громкости звука - как, впрочем, и AudioQuest DragonFly v1.2. Вам придется управлять ею с помощью программы, воспроизводящей музыку.

Детальность и сила

D3 удается извлечь приличное количество деталей из WAV-копии песни Bad Guy Эминема. Устройство предпочитает прямой, безыскусный звук. Мрачные басовые ноты бьют с достаточной силой; хлопки, разбросанные по песне, подаются точно и четко - хотя эмоциональность голоса Эминема воссоздается не так убедительно, как у AudioQuest.

Нам хотелось бы побольше мелких деталей и более полной проработки текстур нот. Недостаточная утонченность звучания слегка снижает радость от прослушивания.

Рождественский кавер Лили Аллен песни Somewhere Only We Know демонстрирует сфокусированность и выразительность изящной партии фортепиано и мягкого голоса певицы, однако звучание в целом менее естественное и достоверное, чем у DacMagic XS. Кроме того, оно уступает тому, что у DragonFly, качеством передачи тончайших нюансов и эмоционального содержания песни.

Конструкция Audioengine неплоха, но ему не удается полностью захватить внимание слушателя и оставить долговременное впечатление. А учитывая цену - не самую низкую среди моделей теста - шансов у D3 не слишком много.

Цена: $250

Оценка: 3

ЗА: Приятный, весомый звук; качество изготовления; неплохая детальность

ПРОТИВ: Звучанию недостает чистоты, детальности и динамики; цена

ВЕРДИКТ: Звук в целом неплох, но у конкурентов он лучше и цена ниже

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):6,5×2×1 см

AudioQuest DragonFly v1.2

В момент своего появления в 2012 году модель DragonFly произвела фурор. Компания AudioQuest взяла два традиционных Hi-Fi-компонента - ЦАП и усилитель для наушников - и объединила их в удобном компактном устройстве с отменным звуком.

Внешне новая модель неотличима от первой, хотя на деле это DragonFly v1.2. Разницу можно обнаружить по наклейке на корпусе, а также по цвету кольца вокруг выхода на наушники (раньше оно было черным, теперь стало серым). Кроме того, есть несколько новых надписей и логотипов.

Однако внутри изменилось многое. В стремлении еще больше повысить качество звука компания сократила путь прохождения сигнала между чипом ЦАП и аналоговым выходом, а также переработала внутренний источник питания.

Список характеристик DragonFly не изменился; он по-прежнему асинхронный, совместим с PC и Mac, а регулировку громкости придется выполнять на устройстве воспроизведения. Файлы с дискретизацией вплоть до 24 бит/96 кГц DragonFly проигрываются «как есть», а форматы высокого разрешения с параметрами 24 бит/192 кГц компьютеру приходится перекодировать в 24/96.

Цветовая кодировка

Конструкция и дизайн DragonFly нам всегда очень нравились; он обладает солидной весомостью, а черная матовая отделка очень приятна на ощупь. Логотип светится разными цветами, соответствующими характеристикам воспроизводимых файлов: зеленый - 44,1 кГц, голубой - 48 кГц, янтарный - 88,2 кГц, а пурпурный - 96 кГц.

Стоит прослушать пару песен, и вы убедитесь, что открытость, объемность и детальность звучания первой версии DragonFly полностью сохранились, но оно приобрело дополнительную чистоту.

Новый DragonFly раскрывает еще больше деталей и наделен повышенной динамической мощью. Исполнение стало ближе к оригиналу, чем раньше.

Композиция Up Is Down из саундтрека к «Пиратам Карибского моря» звучит очень грандиозно - мощно, ритмично и динамично - и DragonFly без труда передает все эти качества слушателю. В WAV-версии этой композиции струнные проявляют естественную плавность, а духовые в сочетании с перкуссией создают динамичный, взрывной финал.

Роскошные темп и ритмичность

DragonFly может похвастаться безупречной ритмичностью и точной передачей темпоритмов. Оптимистичная танцевальная мелодия Under Control Кэлвина Харриса демонстрирует заводной энтузиазм и столь же жизнерадостный темп; настроение от ее прослушивания мгновенно повышается.

НЧ восхищают плотностью и глубиной; это подчеркивает уверенное и убедительное исполнение Empire State Of Mind рэпера Jay-Z - как в копии CD-качества, так и в потоковой трансляции со Spotify. Удары по барабанам бьют резко и мощно, их атака четко прописана, также как и фортепианных нот на заднем фоне. Голос Алишии Киз выходит чуть менее мягким, чем в варианте Cambridge Audio, зато прозрачность и детальность выше у DragonFly.

Самое замечательное в данном случае - это сочетание потрясающего качества звучания с поистине соблазнительной ценой. Успешный полет DragonFly продолжается!

Цена: $350

Оценка: 5

ЗА: Невероятно чистое и детальное звучание; роскошная динамика; потрясающая ритмичность; эффектный дизайн;

ПРОТИВ: За эту цену - ничего

ВЕРДИКТ: Первая версия была чудесна, но качество новой - еще выше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Нет.
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/96 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):6,2×1,9×2,1 см

Cambridge Audio DacMagic XS

В активе компании Cambridge Audio уже есть два отличных ЦАП - DacMagic 100 и DacMagic Plus; однако оба они - довольно большие настольные устройства с питанием от сети. Сверхпортативный DacMagic XS миниатюрен и питается по USB.

Не судите о размерах по фото; в жизни DacMagic XS намного меньше: 5 см в высоту, 3 - в ширину, 1 - в глубину

Это один из самых недорогих компонентов в своем классе, однако по внешности DacMagic XS этого не скажешь: стильный компактный корпус, приятная отделка. Он несколько шире и толще, чем модели DragonFly и Audioengine, но качество изготовления весьма высокое; этот ЦАП производит очень приятное впечатление.

Разъемов здесь немного: только вход microUSB на одном торце, служащий для подключения к компьютеру при помощи комплектного кабеля, и стандартный 3,5-миллиметровый выход на наушники на другом.

Единственный светодиод обозначает частоту дискретизации входного сигнала: при приеме файлов с частотой 44,1 бит/48 кГц он светится синим, с 88,2/96 - зеленым, а с 176,4/192 - фиолетовым. Он также показывает уровень громкости.

Очень прост в работе

Если при воспроизведении музыки через ЦАП AudioQuest и Audioengine громкостью приходится управлять с компьютера, то у Cambridge Audio есть собственные регуляторы - круглые кнопки «+» и «-». Если нажать сразу на обе и удерживать несколько секунд, то они переключают ЦАП с режима USB 1.0 на USB 2.0. Во втором случае DacMagic XS способен принимать поток в исходном высоком разрешении - 24 бит/192 кГц. Режим USB 1.0 ограничен 24 бит/96 кГц (пользователям PC для этого нужно скачать драйвер с сайта Cambridge).

У режима USB 2.0 есть еще одно преимущество: качество звучания в этом случае обычно выше. Даже стандартная CD-копия песни Леди Гаги Do What You Want с дискретизацией 16 бит/44,1 кГц лучше исполняется в режиме USB 2.0: более сфокусированно, стабильно и уверенно, со множеством отменно организованных деталей.

ЦАП Cambridge сообщает композиции приятную весомость и энергичную динамику; точные, подвижные и проработанные басы формируют ее основу. Приятный тональный характер DacMagic позволяет смягчить звучание слишком резких или ярких записей. Если вы привыкли слушать музыку с ноутбука или настольного компьютера через выход на наушники, с DacMagic вы сразу почувствуете разницу.

Мягкий, полнокровный звук

Файлы в более высоком разрешении еще больше радуют слух. 50 Words For Snow Кейт Буш с параметрами 24/96 звучит утонченно и затейливо; Cambridge демонстрирует завидную дотошность и особую бережность при воссоздании вокала, которому присущи естественная теплота и полнокровность. Не меньше восхищает запись фортепианного концерта Бетховена № 4 соль минор Op.58.

Однако нам кажется, что у AudioQuest DragonFly чуть более чистый звук, а также чуть выше детальность и качество проработки динамики.

ЦАП Cambridge Audio легко обходит конкурентов от Fiio и Audioengine; его главная проблема - AudioQuest DragonFly с новой сверхнизкой ценой. Он стоит всего на $150 больше, и многие покупатели предпочтут немного переплатить за значительный рост качества звучания.

Цена: $200

Оценка: 4

ЗА: Превосходный тональный характер; приятный звук; поддержка форматов 24/192; качество отделки

ПРОТИВ: Детальность и динамика не идеальны

ВЕРДИКТ: DacMagic XS очень хорош и отлично подойдет тем, кто не может себе позволить потратить больше

Цифры и факты

  • Доп. входы:Micro USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Габариты (В×Ш×Г):5,4×3×1 см
  • Вес:100 г

Fiio E17

Внешне Fiio E17 больше похож на MP3-плеер, чем на компактный усилитель для наушников с ЦАП. Тем не менее он достаточно портативен, чтобы носить его в кармане, и в целом относится к тому же классу, что и модели DragonFly и D3.

Наличие экрана - это хорошо; устройство с дисплеем намного удобнее в дороге, а также во время первоначальной настройки

Множество функций

E17 сразу же получает несколько очков в копилку благодаря весьма высокой для этой ценовой категории оснащенности. Во-первых, он снабжен маленьким OLED-дисплеем. Если на других устройствах этого класса данные о частоте дискретизации ограничиваются цветовой кодировкой (зачастую непонятной) и миниатюрными светодиодами, здесь можно просто посмотреть на дисплей - заодно уточнив название песни.

Порт mini-USB для подключения к USB-порту компьютера работает по стандарту USB 1.0, так что Fiio способен принимать потоки до 24 бит/96 кГц. Файлы в формате 24/192 можно подавать через специальный цифровой вход E17 при помощи коаксиального кабеля и комплектного адаптера. Оптический вход совместим только с 96 кГц.

Кроме того, вы также можете принимать сигнал с другого источника, например CD-проигрывателя, используя встроенный ЦАП Fiio, а затем передавать его на усилитель или пару активных АС.

Кстати, об усилителях: на нижней грани E17 есть специальный коннектор для подключения к настольному усилителю Fiio E09K. 3,5-миллиметровый вход для смартфона или MP3-плеера позволяет использовать Fiio как усилитель для наушников.

CD-копия песни La La La исполнителя Naughty Boy с дискретизацией 16/44 воспринимается качественно и убедительно; приятный тональный характер Fiio скорее можно назвать успокаивающим, чем агрессивным.

При прослушивании через наушники AKG K550 струнные звучат душевно и деликатно, а басы вполне энергичны, что позволяет им передать бодрый темп музыки.

В версии песни Gimme Shelter группы Rolling Stones с более высокой частотой дискретизации детальность заметно возрастает, и Fiio неплохо справляется с повышенным разрешением. Гитарное соло Кита Ричардса раздается достаточно резко и четко, хотя и уступает динамичностью и эмоциональностью моделям DragonFly и DacMagic XS.

Не самый прозрачный звук

Нам бы также хотелось большей чистоты воспроизведения: если DragonFly раскрывает композицию, придавая ей объемность прозрачность и детальность, то скрупулезности E17 хватает на то, чтобы создать у слушателя общее представление о музыке - но передать тончайшие нюансы, которые и делают исполнение захватывающим, ему не под силу.

Звук становится лучше после выставления громкости на E17 на максимум, а на источнике (MacBook Pro) на немного пониженный уровень. В результате повышается объемность и улучшается динамика, но не настолько, чтобы потревожить лидеров класса.

Композиция Royals певицы Лорд исполняется неплохо, но басам немного недостает мощи и целеустремленности. Fiio не удается так же полно воссоздать динамику и масштабность записи, как, например, DragonFly.

В теории Fiio вполне неплох, список его функций и характеристик способен впечатлить поклонников хорошего звука. Однако качеством звучания он заметно уступает ближайшим конкурентам. Оно приемлемо - и не более того.

Цена: $225

Оценка: 3

ЗА: Приятный, неагрессивный звук; баланс и детальность; оснащенность

ПРОТИВ: Звук не самый энергичный и захватывающий; недостает прозрачности и глубины проработки

ВЕРДИКТ : E17 - универсальный и разносторонний, но по качеству ему далеко до лидеров

Цифры и факты

  • Доп. входы:3,5 мм, оптический/коаксиальный цифровой, mini USB
  • Выходы:3,5 мм
  • Макс. дискретизация:24 бит/192 кГц
  • Габариты (В×Ш×Г):9,6×5,5×1,5 см
  • Вес:112 г

Подводим итоги

Победитель AudioQuest DragonFly $350

Новая версия DragonFly стоит на треть меньше первой, а звучит еще лучше; нам представляется, что на сегодняшний день конкурентам просто нечего противопоставить

Симпатичный и компактный ЦАП AudioQuest DragonFly с отменным звучанием летит к успеху на крыльях ветра.

Нам немного жаль Cambridge Audio DacMagicXS, который в результате столкновения с победителем лишился своей пятой звезды; если вы можете потратить $200 и ни центом больше, DacMagicXS будет весьма неплохим вариантом - его отличают высокое качество изготовления и на редкость утонченный для этой ценовой категории звук.

Но разница в стоимости с ЦАП AudioQuest не так уж велика, но в качестве - определенно намного больше. Новая версия DragonFly v1.2 - еще лучше своей великолепной предшественницы.

При заметном снижении цены качество звучания возросло в той же степени; музыка восхищает необычайной чистотой и поразительной детальностью, а с динамическими возможностями DragonFly не сравнится ни одна модель этого класса.

Fiio E17 проявил себя достаточно неплохо. Он несколько крупнее конкурентов, зато оснащен дополнительными и весьма полезными функциями. Его звучание скорее можно назвать осторожным, чем захватывающим; нам хотелось бы больших насыщенности и остроты - но не стоит судить слишком строго, учитывая цену и оснащенность.

И наконец, Audioengine D3. Качеством звучания он примерно соответствует Fiio: вполне неплохо, но не потрясает воображение. При достаточно невыразительном звуке это самая дорогая модель теста; так что мы были вынуждены присвоить ей только тройку.

ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Разрешение файлов

В технических характеристиках легко запутаться. Многие из участников теста принимают через USB форматы с дискретизацией до 24 бит/96 кГц, не поддерживая 24/192. Насколько это важно для вас - зависит от вашей коллекции. Если вы покупаете треки на iTunes или копируете их с CD без сжатия, то 96 кГц вам хватит с лихвой. Если же вы предпочитаете записи наивысшего разрешения, убедитесь, что ваш ЦАП понимает их.

ДОПОЛНЯТ СИСТЕМУ

Эта пара поможет полностью раскрыться талантам DragonFly

Ноутбук

Apple MacBook Pro от $1200


Нам нравятся простота работы с MacBook Pro и удобный интерфейс для хранения музыки.

Наушники

Philips Fidelio M1 $250

Теплое и естественное звучание с поразительным количеством деталей.

Случилось так, что мой верный Muse X5 сломался. Разъём mini-USB отвалился. Попробовал припаять, но с моими кривыми руками так ничего и не получилось. Вот и настало время задуматься о чём-то новом. Ибо, даже после скромного PCM2704, слушать интегрированный в мой компьютер звук стало решительно неприятно. «Аудиофилию головного мозга», как известно, можно только остановить. Вылечить невозможно. Останавливаться на Muse X5 мне не хотелось. Тем более, что довелось послушать FiiO E10K в паре с наушниками Sony MDR-7509 и я понял каким бывает звук. На такой комплект я замахнуться не решился. У имеющегося у меня WiFi приёмника аудио на ЦАП-е Wolfson WM8918G звук также оказался намного лучше чем у X5. Но, его слушать неудобно в портативном режиме. Поэтому, начал подбирать что-нибудь маленькое. Желательно с поддержкой OTG, чтобы можно было использовать и дома и на работе и в пути. Ограничил себя бюджетом в $50.

В ходе поисков первым делом наткнулся на изделия фирмы S.M.S.L. Модель S.M.S.L. IDEA на ЦАП-е SABRE9018Q2C не подходила по бюджету ($85.99). Кроме того, на форумах писали, что есть проблемы с работой по OTG на смартфонах. Модель S.M.S.L. X4 по деньгам подошла ($41.99). Да ещё и оказалась собрана на ЦАП-е от Wolfson. Со звуком от этого производителя я знаком (кроме wifi аудио приёмника, у меня ещё есть микрокомпьютер LinkIt Smart 7688 со звуковухой на WM8960G) и мне этот звук нравится.

Совсем уж было собрался заказывать, но увидел пост на одном англоязычном форуме о том, что некая фирма Sabaj выпускает полный клон S.M.S.L. X4 под названием Sabaj Da1. Ровно на 12 долларов дешевле ($29.99). Я не смог устоять.

Дополнительная информация

Примечательно, что фирма Sabaj также выпускает под своим брендом и клон S.M.S.L. IDEA, по цене $69.99. С названием заморачиваться не стали - Sabaj Da2. Кроме того, существует ещё модель Sabaj Da3 ($99.99). С балансным выходом и экранчиком, который показывает режимы. У S.M.S.L. я аналогов Da3 не нашел.


Посылка шла в Кишинёв 16 дней почтой Швейцарии. Доставка бесплатная. Упаковано очень хорошо.


Загнутая колбаса - это просто скрученный валик из пенки. Для уплотнения. Чтоб не болтался основной груз.


Под двумя слоями пенки - коробочка с собственно ЦАП-ом и аксессуарами. Если присмотреться, то можно увидеть, что надпись Da1 наклеена поверх Da2, для которой предназначалась коробочка.


В коробочке - краткая трёхстраничная инструкция на английском и китайском, два коротких (по 20 см) кабеля
(USB-microUSB и microUSB-microUSB) и сам герой обзора.


Скан инструкции:


Кабели качественные, гибкие. Без маркировки бренда. На ощупь - как резина или софт-тач. В разъёмы входят с некоторым усилием. Не болтаются.


А вот и наш красавчик:








В руках выглядит совсем маленьким:


Строго говоря, внешне Da1 клоном X4 не является. У первого - рёбра острые и на концах корпус расширяется. В то время как у второго - ребра скошены вдоль корпуса и никаких расширений нет. Корпус полностью металлический. Пишут, что алюминий. Покрашен в чёрный цвет. Других вариантов цветов нет (у X4 три цвета на выбор). Поверхность матовая. На обратной стороне - четыре малюсеньких винтика со шлицом в виде пятиконечной звезды. Разобрать пока нечем, но те кому это удалось утверждают, что начинка ничем не отличатся от той, что у более благородного брата. Одна и та же плата и состав чипов. А именно:
  • USB: TAS1020B от TI
  • DAC: WM8524G от Wolfson
  • MCU: MR690PA
  • AMP: BSG Ti5CI (да-да, там отдельный усилитель)
  • EEPROM: 4L64I
Характеристики с сайта производителя:
  • OTG: supports some mobile phones
  • Input: Micro USB
  • Output: 3.5mm headphone jack
  • Color: black
  • Supports headphone impedance range: 16-300 Ohm
  • Dynamic Range: 103dB
  • SNR: 96dB
  • USB program: TAS1020B
  • Sampling rate: 44.1/48/88.2/96 (kHz)
  • Bit depth: 24bit
  • TGD + N: 0.008%
  • Output power: 32 Ohm: 80mW(THD=0.1%) 64 Ohm: 48mW(THD=0.1%)
  • Size: L54xW17xH6 (mm)
  • Power consumption: 0.1W
  • Weight: 8.6g
  • Accessories: USB to Micro cable, Micro to Micro cable
Измерять в этом ЦАП-е особо нечего. Или, вернее будет сказать, нечем. Демонстрировать фотографиями свои умения пользоваться линейкой и весами не буду. Скажу лишь, что линейные размеры и вес соответствуют заявленным. Потребляемый ток на максимальной громкости и в «спокойном» состоянии:

При работе корпус Sabaj Da1 слегка греется. По ощущениям, где-то 35-40°C.
Синий светодиод горит постоянно при подключении к USB. При изменении громкости кнопками на корпусе одиночными нажатиями индикатор гаснет на секунду. Если удерживать кнопку, индикатор начинает быстро моргать. Гаснет на каждом шаге. Всего я насчитал 25 ступеней громкости от минимума до максимума. Кнопки работают чётко.

При подключении к компьютеру или смартфону, Sabaj Da1 практически мгновенно становится основной звуковой картой. Запас громкости очень большой. Звук можно регулировать как из приложений, так и кнопками на ЦАП-е. В смартфоне звук есть во всех приложениях, отрабатываются все системные звуки. К сожалению, при телефонных звонках звук разговора через ЦАП не воспроизводится, работает встроенный в телефон разговорный динамик. Возможно, существуют какие-нибудь программные решения для этой проблемы, но я пока не находил вариантов. Для меня это и не проблема вовсе.

У меня довольно большая коллекция музыки (примерно 24 Gb). Слушаю в основном jazz, ethnic, easy listening, country, funk, instrumental, latin, pop 50"-70", reggae, rockabilly, soul, surf, klezmer и многочисленные каверы и мэшапы из них. Альбомов не держу. Отбираю музыку по принципу: нравится композиция - в коллекцию, не нравится - в корзину. Вся отобранная музыка в одной папке. Слушаю или в режиме «радио» (shufle на всю папку + кнопка NEXT) или составляю плейлисты. Кроме того, стараюсь прописывать теги и встраивать обложку диска в каждый файл, по возможности. Примерно половина всей коллекции хранится в lossless форматах. Остальное в mp3 256-320 kbps. При наличии свободного времени произвожу апгрейд файлов до lossless. К Hi Res Audio отношусь с уважением, но прагматично. В большинстве случаев, для прослушивания музыки мне отлично подходит 16-bit 44.1kHz lossless. В разницу между 192 и 96 kHz не верю. Во всяком случае - не доводилось услышать. Поэтому и ограничился выбором Da1. Серьёзными наушниками похвастаться не могу. Есть в наличии Koss KS75, AKG K 24P, Audio-Tehnica EQ500, Sennheiser HD 228 и, неожиданно хорошо зазвучавшие после переделки, A4tech HS-200. Кроме того, специально одалживал у приятеля Sony MDR-7509 на послушать.

Немного о звуке. Немного, потому что довольно сложно описывать звук словами. Что вам сказать… Во всех наушниках музыка заиграла совершенно новыми красками. Лично для меня - невероятный прорыв в звуке. Я очень впечатлён. Захотелось переслушать всё, что у меня есть. От прослушивания совсем не устаёшь. Хочется ещё и ещё. Погружение в музыку полное. Лучше всего звучат, конечно, Sony, что вполне ожидаемо. Koss и AKG также отыграли прекрасно. Остальные наушники несколько воспряли духом, но оказались на порядок или два ниже классом источника звука. В Sony разницу между стандартом и хайрезом слышу отчетливо. Гораздо больше деталей и более полное погружение. Даже не знаю что ещё написать.

Sabaj Da1 к покупке однозначно рекомендую. Особенно, за такую цену. Думаю, что многим он подойдёт в качестве первого внешнего ЦАП-а или в качестве второго, портативного, в комплект к смартфону. Если есть вопросы или замечания - милости прошу в комментарии.
Спасибо за внимание.

Планирую купить +18 Добавить в избранное Обзор понравился +31 +52
  • ЦАП: AK4490
  • Диапазон частот: 20 Гц – 40 кГц
  • Соотношение сигнал/шум: 110 дБ
  • Общие гармонические искажения + шум: 0,002%
  • Разделение каналов: 111 дБ @ 1 кГц
  • Выходной импеданс:
  • Выходная мощность: 775 мВт @ 32Ω
  • Рекомендуемый импеданс нагрузки: 16Ω – 600Ω
  • Максимальное разрешение: до 348 кГц/32 бит, DSD128
  • Батарея: Li-Pol, до 8 часов работы
  • Размеры: 98 мм × 41 мм × 21 мм
  • Вес брутто: 550 г

Упаковка и комплект поставки

Коробочка в этот раз получила достаточно необычную полиграфию, выполненную в серо-чёрных цветах, в остальном же это обычная коробка из плотного картона. Внутри, помимо разных бумаг, находятся само устройство, бархатистый мешочек на затяжках для хранения и MicroUSB-кабель.

Если вы планируете использовать DACPortable в роли стационарного устройства, вам стоит обзавестись ещё одним MicroUSB-проводом и зарядным устройством. Для использования ЦАПа c iOS-устройствами необходим стандартный переходник от Apple либо его аналоги от других компаний.

Дизайн и управление

Внешний вид устройства получился таким же простым и утилитарным, как у его «младшего брата» DACPort HD. ЦАП сделан из качественного металла, покрашенного в радикально чёрный цвет. Из эстетических украшений предусмотрены фирменный логотип и название модели, крупно нанесённые на верхнюю поверхность белой краской. Корпус сделан с небольшим закруглением с одной стороны, что придаёт ему приятную асимметрию. Главная проблема с DACPotrable - это его размеры. Сам ЦАП, в принципе, небольшой, но его толщина - великовата для устройства, которое предполагается носить в паре со вторым девайсом, который будет выступать в роли источника цифрового сигнала. Впрочем, для настоящего ценителя звука это вряд ли станет проблемой, ведь находились те, кто носил с собой HiFi-M8, а он был значительно больше. Да и популярные портативные ЦАПы от Chord - явно не меньше размером…

Основные элементы интерфейса расположены в двух торцах DAPortable. С одной стороны разместились MicroUSB-вход для зарядки, кнопка включения, 3 светодиода-индикатора заряда батареи и выход на . Для включения/выключения кнопку надо нажать и подержать около секунды, это защищает от случайного срабатывания в сумке или кармане. На другой стороне находятся MicroUSB-вход для цифрового сигнала, индикатор подключения и колесо регулировки громкости. Работает эта регулировка «в цифре», поэтому ни о каком шуме и разбалансе каналов речь не идёт.


Вдоль длинных сторон устройства разместились утопленные в корпус переключатели, с одной стороны - выбор коэффициента усиления, с другой - «добавка» НЧ и ВЧ.

В целом сценарий использования этого мини-комбайна прост: заряжаем, подключаем к источнику цифры, умеющему отдавать её по USB (в роли последнего могут выступать, например, iPhone, Android-смартфоны или Shanling M1/Hidizs AP60), наслаждаемся результатом. Время работы на одном заряде аккумулятора составило у меня 7 часов 20 минут (в роли нагрузки традиционно выступили MEEAudio Pinnacle P1, gain низкий).

Чуть усложняется ситуация при использовании устройства с компьютером. Так как заряжается и подключается к PC оно с разных сторон, вам понадобится второй кабель и зарядное устройство для «подкармливания» батареи.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

  • Apple MacBook Pro 2016 в роли источника
  • Fidelia в роли плеера
  • и в роли дополнительных источников
  • Наушники: , и другие.
  • Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)

Устройства от CEntrance — это тот случай, когда не приходится делать вступления с объяснениями в стиле «ну вы понимаете, за эту цену…» или там «для устройства подобных размеров…». DACPortable не нуждается в подобной патетике, это суровое устройство для тех, кто ценит звук, и именно звука в нём больше всего.


Устройства CEntrance давно заслужили прозвище «кабель с усилением», не так, а в том смысле, что «комбайны» компании не добавляют ничего от себя. В общем, этот не стал исключением. Уже предыдущая модель DACPortHD могла считаться практически нейтральной, но DACPotrable делает ещё мелкий шажок в эту сторону. Если вы отключите темброблок, вы получите музыку без малейших попыток её как-то приукрашивать. Это одновременно и достоинство, и недостаток этого устройства. Ведь кто же откажется услышать всё, «как есть», но далеко не все готовы отказаться от привычных «украшений» звука. Да и далеко не все записи готовы предстать перед слушателем в неукрашенном виде.

Бас у этого малыша - быстрый, хлёсткий и чуть суховатый, он заходит достаточно глубоко, хотя и не запредельно. Очень хорошо DACportable удаётся передача текстур на НЧ и разделение инструментов, но из-за чуть суховатой подачи тем, кто привык к массивному и медленному басу, может не хватить «веса». К счастью, это неплохо корректируется с помощью переключателя усиления НЧ, хотя, на мой вкус, НЧ в этом варианте теряют свою приятную поджарость.

Средние частоты - нейтральные, детальные и очень разборчивые. Устройство ничего не добавляет от себя, поэтому тем, кто любит «добавленные» эмоции, этот ЦАП не подойдёт, он, вполне вероятно, потребует пересмотра вашей медиабиблиотеки. Качественно записанные треки звучат с ним очень и очень хорошо, а вот те, где исполнители и звукотехники схалтурили, явно показывают свою пустую сущность. При этом DACPortable избегает и другой крайности - холодной резкости устройств с мониторно-отстранённой подачей. В общем, оптимальный выбор для ценителей качественных записей и «высоких жанров», эти самые записи предусматривающих. Воображаемая сцена чуть меньше «идеальной» по ширине, но весьма близка к ней, глубина также проработана близко к оптимуму. Инструменты размещены на нормальном расстоянии, их характер и размеры передаются достоверно. С хорошими наушниками возникает очень естественный эффект присутствия.

Верхние частоты… даже не знаю, что про них писать, они тоже не приукрашенные, с хорошими атаками, чуть ускоренными (но не критично) затуханиями и отличной разборчивостью. Если вам захочется, вы можете немного добавить «воздушности» с помощью переключателя ВЧ, но «верха» добавляются весьма аккуратно, без излишней резкости. К сибилянтам этот кроха критичен, от себя он их не добавит, но если в треке они есть - вытащит «на белый свет» и тщательно продемонстрирует.

Что касается сравнений, то, пожалуй, сравнить его я могу только с другими устройствами от CEntrance. DAPortable обладает более глубоким басом чем и капельку лучше контролирует ВЧ. Также для меня он шире строит воображаемую сцену. По сравнению с Mini-M8, «портабл» слегка проигрывает в разрешении, но также немного глубже по НЧ. Ну а «большой» HiFi-M8 - звучит немного грубей и резче, с чуть меньшим разрешением, но большей эмоциональностью.

Совместимость

Так как в DACPortable предусмотрен переключатель коэффициента усиления, он весьма хорошо работает с любой нагрузкой, от чувствительных IEM до полноразмерных изодинам. Конечно, самым тугим или самым чувствительным моделям он всё-таки не подойдёт, но большинство нормальных наушников ему «по зубам».

Из-за техничного характера звука «портабл» особенно хорош на качественных записях голоса с небольшим количеством инструментов, но и остальные жанры он играет с завидной техничностью. К качеству треков он весьма придирчив, из-за присущей ему «беспощадности к врагам Рейха». По 10-балльной шкале «чувствительности к качеству записи» он заслуживает не менее 8 балов.


Конечно же, несколько треков для примера

Roger Waters - Three Wishes . Для тех, кто скучает по духу «того самого Pink Floyd», предназначен этот трек. Как-то парадоксально, что в сольной работе Уотерс звучит иногда более по-гилморовски, чем сам Гилмор. Пожалуй, не буду скатываться в сравнение двух великих музыкантов (хотя и имею на этот счёт мнение), просто советую данный трек с переиздания 2015 года на хорошем тракте вроде DACPortable. Наслаждение гарантировано.

Frank Sinatra - Fly me to the Moon . Вы же помните, я говорил, что DACPortable хорош с качественно записанным вокалом, а кто может быть лучшим примером, чем Френк? Главное в упоении этим треком - найти хорошо отреставрированную запись, но в наш век Интернета это вряд ли составит проблему. Техничные СЧ героя нашего сегодняшнего обзора позволят насладиться мельчайшими нюансами этой песни всех времён.

Alan Taylor - Wheel of Fortune . Удивительное сочетание простой музыки и очень техничной записи дают отменный эффект. Низкий мужской голос, глубокий фоновый бас, легкие переборы гитары, шуршание перкуссии - даже у тех, с чьими ушами совершило безобразие стадо слонов, мурашки размером с этих самых слонов гарантированы. Ну а DACPortable в данном случае выступит погонщиком слонов.

Выводы

Почему-то после знакомства с DACPortable в памяти всплывает нетленное «Le Chevalier suns peur et sans reproche», то есть «Рыцарь без страха и упрёка» - устройство без «отсебятины», не критичное к нагрузке, играющее почти со всем, что подключит пользователь. Конечно, тут есть некоторые вопросы по эргономике, но ради такого звука ему можно очень многое простить, всё равно аналоги мира плееров стоят минимум раза в 2 дороже.

Всех участников сегодняшнего тестирования отличают небольшие габариты и возможность автономной работы от встроенной мощной батареи. Таким образом, устройства в первую очередь рассчитаны на использование со смартфонами и портативными плеерами. Однако ничто не мешает использовать их с настольным компьютером и ноутбуком - ведь встроенный наушниковый усилитель способен справиться не только с портативными моделями наушников, но и с полноразмерными, и даже с очень низкой чувствительностью. Более того, выделенный линейный выход позволяет подключать активные колонки в дополнение к наушникам. Так что, говоря «USB ЦАП для мобильных устройств», не будем забывать, что это поистине универсальные устройства. Сфера их применения очень широка и явно выходит за рамки варианта «послушать музыку в дороге». Например, у трех участников из шести есть продвинутый фирменный ASIO-драйвер, а у двух из них - возможность воспроизведения PCM вплоть до 384 кГц и DSD. Такие возможности выводят их на уровень традиционных внешних USB ЦАП.

В чем же отличие от габаритных стационарных ЦАП? Дело, в основном, в мелких неудобствах: все входные-выходные разъемы только формата миниджек, отсутствует экранчик. А вот цифровые входы и выходы S/PDIF, присущие «большим» устройствам, сохраняются.

Рассмотрим участников подробнее.

Creative Sound Blaster E5

Это новая, наиболее продвинутая модель производителя, с 4-ядерным DSP-процессором на борту, с аппаратным эквалайзером и тонной обработок Creative. При подключении к компьютеру Sound Blaster E5 превращается в полноценную звуковую карту с АЦП, драйверами, внутренним микшером, входом для гарнитуры, линейным входом и всем прочим. При подключении к смартфону или планшету - это полноценный USB ЦАП с батарейкой внутри. Есть выделенный полноразмерный USB-вход для iOS/Android-устройств. Micro-USB - только для компьютера и подзарядки батарейки. Есть и Bluetooth для беспроводного использования, например в качестве гарнитуры - в карту встроены микрофоны. Для iOS/Android есть специальное приложение, которое управляет всеми настройками внутреннего процессора с мобильного телефона.

От этой карты Creative никто не ждал чудес - недорогая (MSRP $200), с очень спорным дизайном, кучей обработок SBX Pro Studio, о которых ни на какой студии не слышали. Мы уже устали критиковать Creative за стремление «напихать всего и побольше», чтобы удовлетворить сразу всех пользователей. В итоге получается комбайн, который ничего толком не может делать хорошо. Пользователи, которым нужно много фич и наплевать на качество звука, оказываются не готовы платить высокую цену за карту. А те, кто готов платить, требуют в первую очередь качество звука, рассматривая все остальное как бесплатный бонус.

На поверку оказалось, что Sound Blaster E5 - это полностью новая разработка, которая не имеет ничего общего со всеми предыдущими бюджетными USB-картами Creative и кардинально отличается от младших моделей E1 и E3. В новой карте E5 в единственной все сделано так, как нам хотелось бы. Есть нормальная прямая поддержка от 44,1 до 192 кГц и на удивление отличная начинка:

  • ЦАП Cirrus Logic CS4398
  • АЦП Cirrus Logic CS5361
  • Наушниковый усилитель Texas Instruments TPA6120A2

Понятно, что даже хорошая начинка - еще не гарантия качества. Однако в сравнении с довольно неплохой новой картой E3, не говоря уже обо всех предшествующих Omni и пр., старшая модель E5 заиграла на порядок лучше! Драйвера проработаны намного лучше, есть специальный режим Direct Mode, явно отключающий всю обработку, ASIO-драйвер поддерживает все частоты и работает корректно. Карта разработана очень тщательно и внушает большие надежды. (Во многом это стало результатом нашего постоянного давления на Creative с опорой на читателей и с цитатами их мнений с нашего форума.) Из уникальных функций E5 - два выхода на наушники, микрофонный массив из трех встроенных микрофонов с датчиком положения в пространстве, в комплекте идет держатель с креплением на микрофонную стойку. Все-таки маркетинг Creative не удержался и напихал в карту всего побольше, под самую завязку.

Отметим, что у E5 сравнительно громоздкий корпус, регулятор громкости без насечек, подключение Android-устройств по Micro-USB невозможно. Но доступная цена и выдающийся звук для многих перевесят эти небольшие недостатки и маркетинговые причуды сингапурцев. В целом, совершенно неожиданно получился сильнейший конкурент на рынке и звуковых карт под USB, и мобильных USB ЦАПов.

Oppo HA-2

Разработчики Oppo смогли удивить потрясающим дизайном и самой интригующей начинкой: ЦАП ESS Sabre32 9018 в его мобильной версии 2M. Это выглядит вполне закономерно, так как стационарный ЦАП Oppo HA-1 основан на оригинальном ESS Sabre32 9018 для компонентных устройств Hi-End. Данная микросхема обладает на сегодня рекордными характеристиками сигнал/шум и Кг, превосходящими с большим отрывом все остальные микросхемы ЦАП. Прочие производители нечасто используют 9018, так как она очень дорогая и требует большого опыта ее «готовки» (китайские самодельные киты с eBay почему-то «не звучат»). Еще один бонус от применения Sabre32 - поддержка PCM до 384 кГц и DSD64/128/256. Разработчики Oppo предусмотрели и ASIO-драйвера с возможностью поставить очень большой буфер до 8192 семпла и выбрать высокий приоритет передачи USB-потока в системе.

Таким образом, USB ЦАП Oppo HA-2 был очень тщательно проработан и подготовлен для самых требовательных и продвинутых пользователей. Недостаток, вероятно, только в не самой доступной цене. Зато Oppo HA-2 - самый тонкий внешний ЦАП среди всех участников. Он в разы тоньше прочих, причем даже несмотря на дополнительный несъемный чехол из кожи! Материал корпуса - алюминий, корпус цельнометаллический. Как и в случае с Creative, у нас на тестировании был предсерийный образец, предоставленный производителем. По информации Oppo, в серию пойдет обновленный вариант, с еще более улучшенным качеством звука и увеличенным запасом мощности усилителя.

Denon DA-10

ЦАП основан на TI PCM1795 - это любимая микросхема японцев из Denon. Этот 32-битный преобразователь умеет играть PCM до 192 кГц и даже DSD64/128. Заявлено, что цифровая фильтрация производится за счет специальной фирменной технологии AL32 advanced DSP. Но больше всего нас поразил гигантский двухсекционный кожаный чехол в комплекте, который рассчитан на ношение и ЦАП, и смартфона сразу.

Устройство выполнено из пластика с декоративными алюминиевыми накладками и ручкой. Корпус выполнен толстым намеренно - чтобы в режиме звуковой карты было удобно крутить ручку громкости. Denon DA-10 сделан очень добротно, комплектуется ASIO-драйвером и недешев по цене. Чувствуется, что это устройство очень высокого класса, призванное конкурировать с самыми дорогими моделями, не опускаясь в массовый рынок. В комплекте даже идут провода для iOS-устройств - как с разъемом Lightning, так и 30-контактный. Все выглядит максимально продуманным.

FiiO E18 Kunlun

Китайский ЦАП FiiO с патриотичной приставкой Куньлунь (Лунные горы, крупнейшая горная система в Китае) контрастирует с предыдущим участником своей доступностью по цене и демократичностью. Тут нет ни ASIO-драйвера, ни разъема для подключения iPhone. Модель E18 Kunlun рассчитана на использование только с Android-устройствами и позволяет подключиться очень просто, миниатюрным кабелем Micro-USB-Micro-USB. Также оно подключается к ПК, после чего сразу начинает работать, не требуя драйверов. Однако есть хитрость: устройство видится в системе как цифровой S/PDIF-выход, как бы намекая ОС, чтобы микшер передавал данные побитно, не умножая и не деля цифровой поток в микшере и ничего не подмешивая к результату.

Дизайн устройства шикарный - все полностью металлическое, миниатюрное. Отметим дополнительный Micro-USB для зарядки, отличный от интерфейсного Micro-USB для сопряжения устройств. Это один из очень немногих ЦАПов, который имеет выбор режимов: PC, Phone, Charge Out (звуковая карта ПК, внешний ЦАП для Android и просто подзарядка батарейки телефона). В отличие от многих ЦАП FiiO, здесь применен не WM8740, а TI PCM1798. Регулятор громкости - Alps. Это уже вторая реинкарнация устройства, с небольшими улучшениями. Для своей невысокой стоимости ЦАП выглядит просто произведением искусства - очень грозный соперник в бюджетной категории.

Tento Porta DAC 1866

Кардинально противоположная идеология у сделанного в Германии Tento Porta DAC 1866. Этот продукт стал вершиной долгого пути приверженцев ортодоксальных ЦАПов R-2R, таких как примененный здесь Analog Devices AD1866. Этот ЦАП работает только в режиме 16 бит 44 кГц, но именно это и нужно поклонникам различных самодельных устройств с экзотической начинкой. В интернете бродит теория о том, что «золотой век» цифры закончился с приходом малобитных преобразователей с оверсемплингом. Говорят, что за высокими техническими характеристиками теряется душа звукозаписи. Собственно, долгое время так оно и было: первые 1-битные преобразователи играли просто ужасно. Сейчас ситуация совсем не такая однозначная, что бы там ни говорили отдельные анархически настроенные предводители специализированных форумов.

Итак, данный ЦАП Tento создан для тех, кто коллекционирует нестандартные продукты и ностальгирует по старым добрым временам. Из веяний прогресса тут интерфейсы Mini-USB и Bluetooth. Впрочем, есть и оптический/коаксиальный S/PDIF и нерегулируемый линейный выход. В комплекте идут очень хорошие качественные кабели, а поролоновая упаковка нас даже растрогала. Минус устройства один - не настолько маленькая цена, чтобы просто купить его себе для коллекции. Вероятно, это плата за ручную работу и производство в Германии.

Venture Craft Go DAP BXD

Японцы из Venture Craft переплюнули вычурностью всех. Это тот случай, когда мы, видавшие много чего, не выдержали и упали в обморок. Начиная с инструкции только на японском языке и заканчивая отсутствием режима работы ЦАП по шине USB при том, что разъем Micro-USB присутствует! Однако вы обязаны подключаться только по оптике или коаксиалу.

Это единственный ЦАП на очень странном преобразователе PCM5100A, но зато с Muse 8920 в предусилителе! Вы будете удивлены, но в комплекте даже идут печатные платки для подстройки демпинг-фактора балансного усилителя (!) с разъемом микроджек 2,5 мм (переходник докупается отдельно). Продукт явно для «мсье, знающих толк в извращениях». Впрочем, наушниковый усилитель - старый знакомый, MAX97220A, который себя очень хорошо зарекомендовал в известных продуктах.

Цифры паспортных характеристик устройства выглядят странными. Если импеданс 8-600 Ом шокирует своим диапазоном, то качество - ниже любого затрапезного интегрированного звука: 95 дБ сигнал/шум, 0,01% искажений. Спешим обрадовать: это самооговор производителя. Наши цифры измерений получились намного лучше: 100 дБ сигнал/шум и 0,002% искажений при любой нагрузке.

Итого: симпатичное, но очень странное, на наш европейский взгляд, устройство, все настройки которого регулируются вскрытием корпуса и перестановкой перемычек и миниатюрных печатных платок. Складывается впечатление, что это не USB ЦАП, а какой-то «тамагочи для аудиофила». Производителю наше пожелание: продумать такую же замену на миниатюрных платках блока с микросхемой ЦАП, а также реанимировать работу по USB. Это не так круто смотрится, как бутерброд из трех устройств (а именно такой пример показан на сайте производителя), но зато удобно!

Наушники

Для нашего тестирования мы специально подобрали наушники, которые соответствовали бы типичному применению высококачественных мобильных ЦАП.

В качестве внутриканальных наушников (IEM, «затычки») мы попробовали Grado GR10 (20 тыс. рублей), Fisher Audio TBA04 (10 тыс. рублей), Sennheiser IE-8i (12 тыс. рублей), Creative Aurvana in-Ear3 (6 тыс. рублей).

В итоге мы использовали Grado GR10 (32 Ом, 116 дБ/мВт) и Sennheiser IE-8i (16 Ом). Эти маленькие наушники сохраняют фирменное звучание своих больших собратьев. Очень интересные модели, достойные хорошего качественного ЦАП. Fisher Audio и Creative есть над чем поработать.

Grado RS1e (35 тыс. рублей) - прекрасные, очень ровные наушники. Импеданс 32 Ом делает их пригодными для прослушивания даже без предусилителя или же, наоборот, экономит заряд аккумулятора усилителя. Единственная особенность - это накладные (supra-aural) наушники, с прижимом прямо к ушам. Для длительного прослушивания лучше ослаблять оголовье. Звук - традиционный для классической серии Grado, очень комфортный. Возможно, есть небольшая переплата за красное дерево в оформлении.

Grado SR325is (14 тыс. рублей) - более современный вариант, ближе по звуку к серии Professional. Чашки сделаны из алюминия, что намекает на более «народную» модель. Наушники просто сразили нас наповал детальностью на СЧ. Разница между тестируемыми ЦАП проявилась на них, пожалуй, наиболее ярко. Grado SR325is играют намного дороже своей цены. После тестирования мы даже купили эту модель себе в личное пользование. Минусы тоже есть: звук более грубый, чем в серии Reference. Обязательно советуем послушать!

Audio-Technica ATH-M50x (9 тыс. рублей) - очень популярная модель с хорошо сбалансированным звуком и детальностью во всем диапазоне. Одни из лучших складных наушников, а акцент в области НЧ пригодится в дороге. Импеданс 38 Ом делает их пригодными для подключения прямо к смартфону, однако польза от отдельного усилителя есть, и немалая.

Beyerdynamic DT 1350 (16 тыс. рублей) - новинка серии Tesla, специально для портативной техники, с укороченным до 1,5 м шнуром. Очень странная модель со слабой отдачей на НЧ. В интернете отзывы делятся на две равные категории: «не понял, что это было» и «очень ровный неприукрашенный звук, я доволен». Мы, очевидно, входим в первую категорию, но не исключаем, что найдутся любители и такого звука.

Методика тестирования

Мы подключили одновременно все 6 устройств к одному компьютеру. Было создано 6 портативных копий foobar2000. Запускалась тестовая композиция, устанавливался комфортный уровень громкости. Далее с помощью программы RMAA мы выставляли одинаковую громкость для всех устройств при подключенных наушниках, чтобы исключить влияние проседания напряжения от нагрузки. Громкость всех устройств выставлялась с точностью до 0,1 дБ.

Это очень важно, так как даже одно и то же тестируемое устройство при разности громкости фонограммы всего лишь в десятые доли дБ может восприниматься как более качественное в случае более громкого варианта. При проигрывании одного и того же файла! Субъективно будет казаться, что больше деталей, чуть лучше бас, атака и прочее. То есть, по сути, устройство «проиграет самому себе», что совершенно недопустимо для правильной экспертизы. Понятно, если сравнивать с заведомо плохим устройством, эти меры выглядят перестраховкой, но при сравнении звуковых трактов одного класса такие требования обязательны. Об этом же все время предупреждал эксперт мирового уровня в области мастеринга Андрей Субботин. В отношении подготовки фонограмм он всегда требовал сравнивать только выровненные по громкости отмастеренные варианты фонограммы. Сравнивать что-либо с разной громкостью - это путь к самообману, так как более громкий вариант для человеческого слуха всегда будет звучать чуть лучше. В этом легко может убедиться каждый.

Звучание

Проведение экспертизы заняло у нас несколько дней. Мы понимаем важность этого сравнения и свою ответственность перед читателями. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям. Мы даже специально привлекли двух независимых экспертов, чтобы лишний раз убедиться в схожести оценок у всех подготовленных слушателей. Могут быть лишь небольшие нюансы в интерпретации терминов, но не в глобальной оценке качества звука.

Определяя размах нашей шкалы, мы взяли два устройства: интегрированный звук современного ноутбука (аудиокодек Realtek ALC282) и рэковый студийный интерфейс Lynx Aurora 8. Особенности звучания Realtek: явных искажений или дефектов звука нет, но нет и детальности. Все фонограммы играют синтетически, с очень плоской стереопанорамой, не прослушиваются хвосты реверберации. Говоря аудиофильским языком, звук зажатый, безжизненный, слушать его долго очень неприятно. Интерфейс Lynx Aurora 8 высшей ценовой категории является полной противоположностью. От музыки невозможно оторваться. Стереопанорама выходит далеко за рамки комнаты, но не за счет искусственных эффектов, а благодаря высокой детальности, очень чистым и плотным средним частотам, реверберация каждого инструмента в миксе хорошо прослушивается в отдельности. Современные фонограммы с очень сильной максимизацией громкости не перегружают звуковой тракт, их искажения мистическим образом становятся едва заметными и не мешают. Все претензии и рассуждения о «бездушной цифре» непостижимым образом исчезают, в звуке становится слышно все то хорошее, чего ожидаешь от записи, и ничто не отвлекает от восприятия музыки. Вот таким и должен быть идеальный тракт. Конечно, остаются вопросы с трактовкой тембров и с абсолютным референсом. Например, часто бывает, что одно устройство имеет более чистые высокие частоты, но менее предпочтительно по звуку в каком-то другом диапазоне. Но до этой проблемы очень тонких нюансов недорогим устройствам еще нужно очень долго и упорно расти.

Итак, в сравнении с интегрированным звуком ноутбука и даже со звучанием неплохого кодека телефона Samsung Note 3 любой из тестируемых USB ЦАП играет лучше на порядок. И чем лучше играют наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. А значит, смысл в приобретении этих устройств очень даже имеется, но только для владельцев нормального звукового тракта. Не обязательно Hi-End, но удачные модели аппаратуры Hi-Fi или студийные мониторы - это необходимый минимум.

Мы отсортировали участников тестирования по местам хит-парада качества.

Venture Craft Go DAP BXD звучит хорошо и ровно, но этот ЦАП уж сликом простенький. В оправдание скажем, что функция ЦАП у него не основная, это больше аналоговый усилитель для наушников. Стойкое ощущение, что ЦАП у японцев прикручен сбоку, на всякий случай. Ну, мало ли что. 6-е место.

Tento Porta DAC 1866 сильно выделяется своим характером звука в сравнении со всеми остальными. Видимо, это и было главной целью разработчика. Уровень звука высокий, но в обморок от качества или детальности не падаешь. Никакого «золотого века цифры» лично мы здесь не услышали. Звук неплохой, немного грубоватый. Средние частоты передаются наиболее хорошо и достоверно. Мы уверены, что устройство найдет своих поклонников чистых R-2R-преобразователей. Усилитель для наушников сделан очень грамотно; судя по полному отсутствию проседания от нагрузки, в устройстве стоит мощный буфер и нулевое выходное сопротивление. 5-е место.

Очень сильно выступил FiiO E18 Kunlun. Такого звука от 1798 не ожидаешь. Такой демократичный доступный высококачественный уровень. Отставание от лидеров совсем небольшое - при очень привлекательной цене. Модель, безусловно, удачная. Высокие частоты очень чистые и детальные. Прекрасный звук. 4-е место.

Sound Blaster E5 сразил нас детальностью на средних частотах и подкупил очень широкой стереопанорамой. До лидеров осталось буквально чуть-чуть, а если ваши наушники или колонки не класса Hi-End, то никакой разницы вы, с огромной вероятностью, не услышите. Звук практически оптимальный. Это именно то, чего нам хотелось от USB ЦАП. Можно слушать долго даже на самой дорогой аппаратуре и не видеть никаких изъянов. В сравнении с Denon мы не смогли отдать предпочтение ни одному из этих устройств. Оба на одном уровне, со звуком высшей категории. Делит 2-е и 3-е место.

Denon DA-10 - отлично звучащий ЦАП. Особые заслуги на высоких частотах, характер звука ближе к аудиофильскому, нежели к аналитическому. Чувствуется какая-то своя особенная трактовка. Для поклонников марки и стационарных устройств этой японской компании - сильно рекомендуется. Делит 2-е и 3-е место.

Oppo HA-2 обходит всех хотя и очень ненамного, но уверенно. Мы не можем сказать, что звук эталонный, но он максимально детальный, и это сразу подкупает. Для раскрытия всего потенциала лучше подобрать самые качественные наушники и колонки, и тогда в звуке открывается что-то новое, ранее не слышимое. Никакого окраса или своей трактовки тут не чувствуется. Акцент с аппаратуры сразу переносится на музыку, и это здорово! 1-е место.

Звучание в колонках

Так как все USB ЦАП имеют линейный выход, нам было интересно послушать звучание не только в наушниках, но и в колонках. Мы использовали активные студийные мониторы высшей категории, 3-полосные Adam Audio.

Ничего особенно нового, по сравнению с тестированием в наушниках, мы не услышали. Все сказанное выше полностью подтверждается. Разница в каких-то случаях просто более явная, так как все записи в первую очередь рассчитаны на прослушивание в колонках. Справедливости ради, для наушников существуют отдельные бинауральные фонограммы, записанные на искусственной голове, но дальше экспериментов дело не пошло. Главный вывод в том, что несмотря на маленькие габариты и разъем миниджек, все USB ЦАП пригодны в качестве стационарных источников звука - в то время как стационарные ЦАП не пригодны в качестве мобильных устройств.

Однако вам придется решать проблему коммутации. Качественных шнуров с разъемом миниджек еще поискать, а китайские переходники на полноразмерные коннекторы способны при одном неловком движении вывернуть миниатюрный разъем мобильного ЦАП вместе с частью печатной платы и вывести устройство из строя. В своем тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали новый шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (ни одна малейшая часть которого не была сделана в Китае). Далее подключался пассивный аттенюатор на базе модифицированного заводского образца с готовыми новыми XLR-шнурами Neutrik/Cordial. Для массового пользователя решение всех этих вопросов представляет непреодолимые трудности при поиске и покупке приемлемого варианта. К списку этих сложностей добавим отсутствие пульта ДУ, экранчика с текущим режимом и риск отправить мобильный ЦАП «в полет» при резком рывке за провод наушников. Поэтому стационарные USB ЦАП все же предпочтительнее в своей сфере использования, да и потенциал по звучанию у них выше. Но при ограниченном бюджете вопрос о покупке отдельного стационарного ЦАП за 40-100 тыс. рублей, как правило, вообще не стоит, дело ограничивается недорогим ресивером и медиаплеером.

Измерения в RMAA

Мы собрали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Обычные тесты в RMAA не показательны, так как не отражают особенности эксплуатации. Тесты без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно.

Наушниковые усилители часто преследуют следующие проблемы: проседание АЧХ на НЧ и резкий рост искажений с падением импеданса нагрузки, а иногда и перегрузка на 16 Ом. Для сравнения обычные измерения на графиках показаны знаком «прочерк» (то есть нагрузки нет), иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ультрабуку MXP U400-08, работающему от батарейки. Измерительная карта E-MU Tracker Pre также питалась от аккумулятора ноутбука. Чтобы проиллюстрировать отсутствие помех и наводок, в список тестов включен тест номер два, «Уровень шума».

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в примерно равных условиях.

Искажения измерялись при амплитуде тестового сигнала −3 дБ и громкости около 90%. Если виден только один график АЧХ, значит, все остальные слились с ним в одну линию. Мы использовали формат 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно. Наш измерительный интерфейс ограничен собственным шумом около 110 дБА, что позволяет проверить качество тракта. Для тех устройств, у которых заявлены паспортные параметры, наши измерения показали тот же или лучший результат.

Realtek ALC282

Тест Realtek ALC282 - Realtek ALC282 16 Realtek ALC282 32 Realtek ALC282 64 Realtek ALC282 300
+0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03 +0,00, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −93,5 −90,0 −92,1 −93,4 −93,6
Гармонические искажения, % 0,0028 0,0030 0,0029 0,0022 0,0023

Venture Craft GoDAP BXD

Тест Venture Craft GoDAP BXD - Venture Craft GoDAP BXD 16 Venture Craft GoDAP BXD 32 Venture Craft GoDAP BXD 64 Venture Craft GoDAP BXD 300
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ −0,11, −0,15 −0,10, −0,14 +0,01, −0,04 +0,01, −0,04 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −99,8 −99,8 −99,7 −99,7 −99,8
Гармонические искажения, % 0,0024 0,0032 0,0028 0,0026 0,0025

Когда-то портативные усилители для наушников считались редкой экзотикой - сегодня на рынке можно встретить десятки их разновидностей начиная с простых демократичных устройств и заканчивая премиальными аудиокомбайнами со встроенными ЦАП. Мы решили провести сравнительный обзор пяти популярных моделей портативных усилителей, чтобы разобраться с их функциональностью и музыкальными способностями. А заодно выявить их сильные и слабые стороны.


Большой домашний High End и компактное портативное аудио - обычно это совершенно разные миры, практически никак не пересекающиеся друг с другом. Компания iFi - одно из редких исключений, ведь ее учредителем выступает бренд Abbington Music Research, уже давно успевший прославиться крупногабаритными аудиокомпонентами High End класса. Тесные родственные связи со знаменитой компанией позволяют конструкторам iFi вовсю пользоваться ее разработками, так что в каждом портативном устройстве iFi есть общие гены с массивными аудиофильскими гигантами. Вот один из примеров - портативный усилитель/ЦАП nano iDSD. Встроенный в устройство ЦАП готов не только выступить в связке с компьютерным источником звука, но и преобразовать цифровой аудиопоток с мобильных дейвайсов под iOS или Android, обеспечив таким образом любому телефону возможность занять достойное место в карманной Hi-Fi системе. Модель построена на базе цифроаналогового преобразователя от Burr-Brown со специальной кастомной прошивкой, позволяющей чипсету полностью реализовать свой богатый звуковой потенциал.


Это решение, заимствованное разработчиками у Abbington Music Research, дает крошечному 160-граммовому приборчику возможность обойти практически всех конкурентов в номинации "высокое разрешение", обрабатывая мультибитные PCM до 384 кГц и однобитные DSD до 12,4 МГц. При этом PCM потоки конвертируются по естественной для них мультбитной схеме, а DSD обходятся без предварительного преобразования в PCM - инженеры iFi последовательно сокращают этапы цифровой обработки, чтобы свести к минимуму любые возможные искажения информации. Для исключения джитера в устройстве задействована специальная схема Zero Jitter, одолженная у культового аппарата Abbington Music Research AMR DP-777 - еще один пример удачной адаптации "взрослой" High End разработки к сфере портативного аудио. Применение аудиофильских ноу-хау позволило конструкторам получить на выходе нейтральный и предельно точный звук с высокой детализацией, ровным частотным балансом и приличным разделением инструментов. Этому универсалу удается прекрасно выступить в любых музыкальных направлениях от фолка и джаза до хип-хопа и тяжелого металла! Nano iDSD отлично справляется с обычным музыкальным материалом, но максимум своих возможностей демонстрирует при обработке хайрезов - тут усилитель способен выдержать конкуренцию не только с лучшими портативными аппаратами, но и с массивными домашними ЦАП. И заиграть на равных с куда более дорогими устройствами!

Функциональность - 5
Звучание - 5
Дизайн - 4
Управление - 5
Цена/качество - 5


Если бы давным-давно инженеры Sony не придумали кассетный Walkman, рынка портативного аудио сегодня вообще бы не существовало в природе! Впрочем, заслуги компании перед индустрией вовсе не ограничиваются изобретениями сорокалетней давности: в последние годы японцы активно осваивают премиальный сегмент портативного аудио, запустив в производство сразу несколько линеек продвинутых плееров и усилителей. Среди последних выделяется модель с индексом PHA-1A. Этот компактный усилитель со встроенным ЦАП создан для работы в паре с фирменными плеерами из линеек Wakman и Xperia, впрочем, ничто не мешает соединить его с другими источниками аудиосигнала - с помощью USB-кабеля устройство легко спаривается с ноутбуком или персоналкой, а при посредстве Lightning-адаптера - со смартфоном или планшетом под iOS. Для преобразования цифрового сигнала в аналоговый Sony использует знаменитый чип Wolfson WM8740, довольно часто встречающийся в карманной Hi-Fi технике.


Его умения в плане обработке хайрезов не дотягивают до суперспособностей iFi micro iDSD, ограничиваясь совместимостью с PCM файлами до 24 бит/192 кГц - впрочем, для подавляющего большинства меломанов, не озабоченных погоней за сверхвысоким разрешением, этого окажется вполне достаточно. Двухступенчатый переключатель уровня усиления позволяет прибору раскачать любые наушники вплоть до самых энергоемких вариантов, прочный алюминиевый корпус обеспечивает ему выживание при экстремальных нагрузках, а компактные размеры и легкий 150 г вес снимают все возражения против того, чтобы захватить этот гаджет на прогулку или в поездку. Музыкальный почерк PHA-1A отличается яркостью и воздушностью с легким акцентом на верхней середке, но при этом совсем не страдает от низкочастотной анемии, характерной для некоторых устройств на основе WM8740 - его хлесткий и напористый бас особенно хорошо проявляет себя при прослушивании жесткого гитарного рока. Единственный замеченный недостаток касается автономности плеера, которой его разработчикам пришлось поступиться ради компактных размеров. Шесть часов работы от одной зарядки - для любителей долгих прогулок под музыку этого может оказаться недостаточно.

Функциональность - 4
Звучание - 4
Дизайн - 4
Управление - 4
Цена/качество - 4


Компания Denon славится среди меломанов своими высококачественными домашними кинотеатрами и стационарными Hi-Fi компонентами, а в последнее время - еще и любопытными решениями в сфере беспроводного мультирума. В этой сфере фирма является одним из признанных мировых лидеров! В сфере портативного аудио компания держится куда скромней, ограничивая свое присутствие на рынке несколькими моделями внутриканальных и накладных наушников.Тем не менее, с недавних пор в каталоге Denon появился первый портативный усилитель для наушников. Кстати, это не просто усилитель: прибор скомбинирован с цифроаналоговым преобразователем и готов к дополнительной работе внешнего ЦАП в компании с любыми цифровыми источниками от смартфона и планшета до ноутбука и настольного компьютера. Способностей микросхемы PCM1795 от Burr-Brown, на базе которой собрано устройство, хватает не только на PCM аудио до 24 бит/192 кГц, но и на декодирование более сложного DSD материала с разрешением вплоть до 5,6 МГц. Впрочем, портативный усилитель/ЦАП от Denon готов порадовать не только ценителей хайрезов, но и тех, кто привык слушать музыку с обычным CD-разрешением. Чтобы извлечь из таких записей весь музыкальный потенциал, он оснащен фирменным процессором AL32, успешно опробованным на премиальных CD-проигрывателях Denon.


Этот процессор использует сложные алгоритмы интерполяции данных и увеличивает разрядность входного аудиосигнала до 32 бит. Не менее важную роль играют и другие наработки, благополучно испытанные конструкторами Denon на своих полноразмерных аудиокомпонентах. Среди них - использование в тактовом генераторе двух раздельных кристаллов для аудиопотоков с различной частотой дискретизации, а также усиленная защита звукового тракта от внутренних электрических помех со стороны питания. В основу схемы питания заложен приличный аккумулятор с емкостью 3200 мАч - этого запаса энергии хватает на 24 часа работы в режиме усилителя или 7 часов работы в режиме внешнего ЦАП. Чтобы вмонтировать в корпус столь серьезную батарею, конструкторам пришлось пойти на увеличение габаритов, из-за которого прибор производит впечатление довольно громоздкого по портативным меркам "кирпичика": его толщина лишь слегка не дотягивает до 3 см, а вес заметно переваливает за 200 г. Зато звучит аппарат не менее солидно, чем выглядит: он уверенно разделяет сложные инструментальные партии и достоверно рисует акустическое пространство. Это устройство не пасует даже перед самыми насыщенными оркестровыми пассажами! А с легкими жанрами и вовсе справляется играючи.

Функциональность - 4
Звучание - 5
Дизайн - 3
Управление - 4
Цена/качество - 4


Было время, когда подбор приличной портативной Hi-Fi аудиосистемы был дорогостоящим занятием, доступным лишь обеспеченным меломанам. Сегодня карманный Hi-Fi стал куда демократичней! Теперь он вполне может оказаться по карману даже бедному студенту. Не в последнюю очередь за это несет ответственность компания Fiio, наводнившая рынок изрядным количеством бюджетных портативных решений. Вот одно из них - миниатюрный усилитель E12, ставший одним из последних пополнений фирменного каталога. В отличие от других моделей в нашем обзоре, E12 предназначен исключительно для усиления аналогового сигнала и не несет на борту встроенный цифроаналоговый преобразователь - это заметно сужает его функциональность, зато сильно облегчает ценник, позволяя ограниченным в бюджете меломанам обойтись без переплаты за ненужные опции. Отсутствие лишних комплектующих благоприятно сказывается на пропорциях устройства - для портативного усилителя оно выглядит непривычно стройным. При этом вопреки ожиданиям гаджет довольно массивен - причиной избыточного веса служит основательный корпус из полированного металла, благодаря которому прибор не только легко выдерживает любые удары судьбы, но и выглядит существенно дороже, чем стоит.


Впрочем, достоинства E12 не сводятся к внешней роскоши: в его начинке тоже есть чем полюбоваться. Конструкция устройства основана на связке высококачественного буфера LME49600 с операционным усилителем LME49710 от Texas Instruments, призванной обеспечить низкий уровень шума и гармонических искажений. Благодаря серьезной работе над схемой питания операционный усилитель получил возможность работать с максимальной отдачей при раскачке головных телефонов с высоким сопротивлением. Встроенная батарея подпитывается от USB-порта и обеспечивает примерно 12 часов автономной работы - весьма неплохой показатель для усилителя с такой тонкой фигурой. Для тех, кто желает поиграться с настройками звука, Fiio оснастила усилитель парой переключателей - один запускает функцию кроссфид, призванную подправить стереопанораму за счет подмешивания каналов, а другой регулирует уровень баса. "Басовый расширитель" работает достаточно корректно, не подминая средние частоты, хотя в большинстве случаев необходимости в его использовании не возникает - E12 и так весьма неплохо проявляет себя в нижнем регистре. Бас звучит увесисто и четко, хотя атаке слегка недостает быстроты. Лучше всего усилитель раскрывает себя на жанрах, требующих мощного напора и энергетики. А его цельное мясистое звучание наверняка порадует ценителей истинного рок-н-ролла.

Функциональность - 3
Звучание - 4
Дизайн - 5
Управление - 4
Цена/качество - 4


Oppo не так уж и часто выходит на публику с новыми гаджетами, зато каждый такой ее выход становится серьезным событием - достаточно вспомнить о ее громком прошлогоднем дебюте на рынке High End наушников с планарной моделью PM-1, с ходу собравшей букет престижных наград на крупнейших международных выставках. Несмотря на порядковый номер два в маркировке, HA-2 тоже является дебютом - это первый портативный усилитель с логотипом Oppo. Впрочем, гаджет выделяется совсем не одним только логотипом. С первого же взгляда он привлекает внимание своей кожаной отделкой (да-да, это не имитация, а натуральная кожа поверх цельнометаллической оболочки), а также тонкостью телосложения. При толщине всего 12 мм HA-2 претендует на звание самого субтильного гаджета в нашем обзоре! При этом в его конструкции нашлось место встроенному ЦАП с асинхронным USB интерфейсом, готовому принять на обработку аудиопоток с любого мобильного или стационарного источника, включая смартфоны и планшеты под Android и iOS. Конвертацией цифрового сигнала в аналоговый занимается топовый чипсет Sabre ESS9018-K2M - мобильная версия знаменитого ESS9018, с которым конструкторы Oppo уже имели дело при проектировании своих крупногабаритных High End флагманов.


В числе его достоинств - запатентованная 32-разрядная архитектура и встроенная система подавления джитера Time Domain Jitter Eliminator, а главное - отличная производительность, благодаря которой аппарат демонстрирует выдающиеся способности в плане обработки записей высокого разрешения: мультибитные PCM файлы декодируются с дискретизацией до 384 кГц, а однобитные DSD - до 11,2 МГц. Среди других аудиофильских "фишек", взятых на вооружение разработчиками HA-2, стоит упомянуть тщательный отбор комплектующих в усилительном тракте и отказ от цифровой обработки звука - DSD файлы преобразуются без предварительной конвертации в PCM, а функция расширения баса реализована в виде аналоговой схемы и не задействует цифровых алгоритмов. Несмотря на тонкость устройства, в нем удалось разместить неплохой аккумулятор на 3000 мАч, которого хватает примерно на 13 часов музыке в режиме простого усиления и 7 часов в режиме цифроаналогового преобразования. Музыкальный почерк HA-2 выделяется прозрачностью и чистотой, точностью фокусировки звуковой сцены и четкостью инструментальных атак. Струнные и духовые радуют богатством текстур даже при прослушивании записей с обычным разрешением. А когда доходит до хайрезов, становится совсем нелегко заставить себя нажать на «стоп».

Функциональность - 5
Звучание - 5
Дизайн - 5
Управление - 4
Цена/качество - 5

Товары участвующие в обзоре:


FIIO E12 MONT BLANC



Нашли опечатку в тексте? Выделите и нажмите Ctrl+Enter . Это не требует регистрации. Спасибо.